1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел раскрывает нам природу блуда — беспорядочных половых отношений — причем раскрывает её очень необычным образом. Он не говорит об общественной морали. О нарушении верности. О неизбежных последствиях таких отношений. Его ракурс иной: он смотрит на этот феномен через призму Христа, буквально — сквозь Него.
Конечно, он говорит о христианах — тех, кто не просто поверил в Иисуса Христа, но через таинственное рождение в Крещении стал частью Его Тела — Церкви. Но откуда такая категоричность — и почему физиологическая сторона жизни вдруг приобретает исключительную значимость для жизни духовной?
Ответ, как это ни прозвучит парадоксально, очень хорошо выразил наш современник, французский актер, режиссёр и романист Фредерик Бегбедер. Вот что он пишет: «...Когда спишь с женщинами направо и налево, они все сливаются в одну. И она просто меняет имя, кожу, лицо, рост, голос. ... Но ты повторяешь ей заученные фразы: „о, благодарю тебя, Господи, какое счастье... ты мне страшно нравишься... мне кажется, это сон...“ Талдычишь одно и то же каждый вечер разным девушкам с завороженным взглядом ребенка, который разворачивает подарок. Перемены приводят к повторяемости. Как ни парадоксально, новизна возникает, только если хранишь верность одной женщине. Потому что, как ни меняй их, ты-то остаешься все тем же мужиком, поборником пути наименьшего сопротивления».
Явно, Фредерик знал, о чем говорил. Блудник — всегда духовный «недоносок», глубоко ущербный в плане отношений человек, который не может ни в ком укорениться, потому что он и сам для себя — тоже чужой. Говоря о том, что блуд — исключительный грех, потому что «блудник грешит против собственного тела», апостол констатирует страшную истину: в блуде не только противоположная сторона отношений превращается в одну обезличенную абстракцию, но и сам человек развоплощается, его телесность превращается в обездушенную вещь «общественного пользования», на которой всякий оставляет свой отпечаток. Ведь никому в голову не придёт пользоваться чужой зубной щёткой — но блудник не замечает, как его тело растворяется в других, утрачивая свою целостность и самобытность. Он — уже кого угодно, но только не «свой», об этой глубинной пустоте растождествленности с собственным телом расскажет любая представительница древней профессии.
Но если он даже не «свой», тем более он не может быть Христовым: в теле Церкви образовалась дыра, пробоина, язва — тот, кто раньше был живой частью — утрачен. Но пока ещё теплится жизнь — путь назад возможен, это путь покаяния, возвращения через Христа к утраченной чистоте.
Как же важно именно сегодня доносить до девушек и юношей то, что их тела — это драгоценные сосуды Божественной славы, целостность которых так легко разрушить бездумной вольностью — и вместо былой славы стать жалким зрелищем бесчестья! Ведь только в законном браке соединение в «плоть едину» даёт не только полноту земного счастья, но и становится малой Церковью — подлинным «университетом Духа» — выпускники которого имеют особое дерзновение перед Богом!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.