— А где ты жила раньше?
— В Тольбиаке.
— Тебе там не нравилось?
— Мне всё равно, где жить. Моей маме тоже.
— Твоя мама работает? Чем она занимается?
— Она нянечка.
Восьмилетняя Элиза только что переехала в новый дом и знакомится с соседом — пожилым ворчливым вдовцом по имени Жюльен. Пока молодая мама девочки нянчит чужих малышей, а после работы до утра веселится с друзьями, её собственная дочь остаётся без присмотра и страдает от одиночества. Жюльен тоже одинок — его жизнь проходит в компании бабочек. Мужчина коллекционирует их. Жюльен и Элиза — герои французского кинофильма, который называется «Бабочка». Фрагмент из него только что мы с вами услышали.
Ленту по собственному сценарию снял режиссёр Филипп Мюиль. Она вышла на экраны в 2002 году, но не получила широкого мирового проката. Поэтому и сегодня для многих любителей кино этот фильм становится настоящим открытием. В одном из интервью Филлип Мюиль обмолвился, что к съёмкам его подтолкнули воспоминания из собственного детства. По словам режиссёра, он, как и героиня фильма, не был избалован вниманием старших. Так что картину «Бабочка» можно назвать автобиографичной. При этом режиссёр отмечает, что ему хотелось рассказать светлую и жизнеутверждающую историю, такую, чтобы зритель улыбнулся и поверил в добро. И лично мне кажется, что с этой задачей Филипп Мюиль справился.
У картины «Бабочка» очень простой, но не тривиальный сюжет. Уставшая от одиночества маленькая Эльза, в попытках привлечь хоть чьё-то внимание, прячется в машине соседа, когда тот на несколько дней едет в горы, чтобы поймать очень редкую бабочку. Жюльен обнаруживает присутствие девочки слишком поздно — они уже высоко в горах, и мобильная связь не работает. Так вместе с Жюльеном и Элизой мы отправляемся в удивительное путешествие, наполненное солнцем, ветром, прозрачным воздухом и шелестом травы альпийских лугов. Перед зрителями развернутся невероятной красоты горные пейзажи, а на их фоне герои, охотясь за редкой бабочкой, обретут нечто гораздо более ценное.
Кстати, мне бы очень хотелось отметить великолепную работу мэтра французского кино Мишеля Серро и юной актрисы Клер Буаниш в главных ролях. Режиссёр картины Филипп Мюиль рассказывал, что за время съёмок они настолько сдружились, что называли друг друга не иначе, как «дедушка» и «внучка». И, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что тёплая, уютная атмосфера фильма — во многом заслуга этого прекрасного актёрского дуэта. При этом «Бабочка» — не только добрая, увлекательная картина, но ещё и мудрая притча. В самых простых словах персонажей фильма звучит глубокий духовный смысл. Например, в разговоре Жюльена с матерью Элизы.
— Вы считаете меня плохой матерью?
— Мать кормит своих детей, одевает, заботится о том, чтобы они выросли. А мама — баюкает их, ласкает, целует. Быть может, вам надо с ней поговорить?
— И что я должна ей сказать?
— Просто, что вы её любите. Три маленьких слова.
Рассказывая о фильме «Бабочка», режиссёр Филипп Мюиль признавался, что очень хотел снять по-настоящему семейное кино. Такое, чтобы и дети, и их родители вместе собрались у экрана, и ощутили, как это здорово — быть рядом друг с другом.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.