
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Человек нередко задумывается о том, как сложится его жизнь в будущем. Кто-то просто думает, а кто-то очень переживает... Да и как не переживать? Ведь это же действительно важно для нас самих, для наших близких. Но вот что интересно, люди беспокоятся о возможных обстоятельствах, хотя они зачастую от них не зависят, вместо того чтобы беспокоиться о том, как они поступят, если в эти обстоятельства попадут.
Например, если человек собрался быть врачом или пожарным, он может думать о том, что в экстренных условиях спасет чью-то жизнь. Конечно, основанием этих мыслей может быть и тщеславие, но далеко не только оно. Человек может иметь вполне искренние намерения послужить ближнему, совершить достойный поступок.
Кажется, зачем думать, как ты поступишь, если ты не знаешь? Будут понятны условия — посмотришь, а пока живи сегодняшним днем. Действительно, обстоятельства бывают такими разными, что наши возможности могут совершенно им не соответствовать. И все же думать о том, как ты должен будешь поступить, важно, потому что, выбирая определенный путь, человек выбирает также мировоззрение, на которое будет опираться. Но вместе с обдумыванием намерений, есть еще одно важное условие, которое помогает не фантазировать напрасно — это практика. Конечно, какие-то обстоятельства могут произойти в далеком будущем, а могут и не произойти... Конечно, условия могут быть самыми разными... И все же — мера готовности к ним тоже может быть разной. Человек, который только фантазирует о том, как он поступит, может на самом деле никак не поступить, попросту не справиться. В действительности, чтобы быть способным к героическому поступку, важно начать с малого, приобретая опыт.
В сегодняшнем чтении апостол призывает учеников почитать наставников, и видя их подвиг, подражать так же их вере. При этом особенно он подчеркивает роль наставничества Христова, подражать которому особенно важно. Будучи Его учениками, мы должны разделить с Ним Его подвиг настолько, насколько для нас это возможно. Однако если мы будем только мечтать об этом, в день испытаний мы не сможем остаться верны. Как пожарный, прежде чем спасти чью-нибудь жизнь поддерживает себя в форме, чтобы оказаться верными Христу, как Его ученики мы должны каждый день проявлять верность в чем-то простом и на первый взгляд малозначительном.
Спаситель пострадал вне стана, как Тот, Кто отвергнут сообществом людей, потому что призывал жить по иным законам... Следуя за Христом, мы, по слову апостола, так же не имеем здесь города, то есть так же оказываемся отвергнуты... Мир, в котором мы живем — это наш дом, но мы не считаем, что его состояние идеально... Мы не соглашаемся жить по его правилам, но ожидаем мира нового и преображенного, мира любви и вечной жизни. Однако, чтобы это ожидание было плодотворным, чтобы оно действительно имело к нам отношение, мы уже здесь и сейчас должны действовать по правилам того мира, явления которого ожидаем в будущем.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема