Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Отрывок, который мы только что услышали, может вызвать много вопросов. Дело в том, что тот образ Иисуса Христа, Который мы здесь видим, как-то не вяжется с Его образом в других местах Евангелия. Спаситель не исцеляет, не воскрешает, а проклинает. Да и кого, а точнее, что проклинает? Дерево. Еще больше недоумения возникает тогда, когда мы узнаем о причине проклятия. Господь осерчал на растение за то, что оно не принесло плодов в то время, когда, вроде бы, и не должно было плодоносить.

Все встанет на свои места, если рассказ о проклятии мы будем рассматривать в тесной связи с историей об изгнании торговцев из Иерусалимского храма. Эти два повествования совершенно не случайно расположены в такой последовательности, так как имеют друг по отношению к другу самое непосредственное отношение. Для того, чтобы это увидеть, необходимо вспомнить о том, что смоковница, то есть инжир или, как ее еще называют, фиговое дерево, — образ глубоко символичный. В книгах Ветхого Завета он неоднократно олицетворяет собой Израильский народ. Господь ухаживал за ним, словно садовник ухаживает за плодоносным растением. Он ждал, что в ответ на эту заботу, на нем появятся вкусные, сочные ягоды. То есть, Израиль должен был хранить заповеди Творца, и в первую очередь заповедь об истинном богопочитании, символом которого и был Иерусалимский храм с его богослужениями. Однако еврейский народ периодически отступал от Бога. Поэтому у древних пророков мы находим образы, в которых говорится об увядании растения. Так, например, пророк Иеремия пишет: «Хочу собрать у них урожай, говорит Господь, — нет ни одной виноградины на лозе, — ни смоквы на смоковнице, и лист ее увял. Потому отдам ее опустошителю». А вот очень яркий отрывок из книги пророка Осии: «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, — но они... предались постыдному, и сами стали мерзкими... Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их... иссох корень их, — не будут приносить они плода».

То, что происходило неоднократно в древности, повторяется и сейчас. Христос приходит в Иерусалим, посещает его сердце — храм, но не находит там ничего святого. При внешнем благолепии и пафосе богослужения одна торговля и спекуляция. А потому, проклиная смоковницу, которая манит листвой, но при этом не имеет никаких плодов, Господь на самом деле пророчествует о судьбе Израиля: за свое отступничество его бесплодное дерево также засохнет.

Этот эпизод напоминает нам одну важную духовную истину. Печально если наше религиозное благочестие — всего лишь красивая крона, за которой ничего нет. Сам Спаситель не раз повторяет в Евангелии: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное». Всякое дерево узнается по плодам. А подлинные плоды духовной жизни — это исполнение воли Бога, которая сводится к простой истине — совершай дела милости и любви по отношению к своему ближнему и своему Творцу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!