Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 22-33
Ин., III, 22-33 (о. Дмитрий Барицкий)
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Среди иудеев у Иоанна Крестителя был огромный авторитет. Множество благочестивых, ревностных людей приходили к нему, принимали обряд очищения и становились его последователями. Подобно своему учителю, они проповедовали своим соплеменникам Крещение покаяния. Только в таком обновленном состоянии сердца и ума можно было, по учению Предтечи, принять долгожданного всеми евреями Мессию.
В отрывке, который мы только что услышали, описан тот эпизод Евангельской истории, когда Мессия уже пришел. Он Сам начал проповедовать о покаянии, приближающемся Царствии Божием и набирать Себе последователей. Среди учеников Иоанна возникли по этому поводу недовольства. Ведь новый Проповедник увлекал за собой толпы людей, среди которых большой процент составляли ученики Иоанна. Те, кто хранил верность своему учителю, смотрели на это с возмущением, вступали с бывшими товарищами в споры. Ситуация воспринималась ими очень болезненно. Ведь, как они полагали, на их глазах любимый наставник теряет высокий авторитет, отступает на второй план.
Этими своими переживаниями они и делятся с Иоанном Крестителем. На их удивление Предтеча дает им понять, что все идет в соответствии с замыслом Божиим. Иисус и есть тот Мессия, ради Которого он и все они несли свое служение. Теперь, когда Он пришел, они сыграли свою роль. Их миссия исполнена. Иоанн использует очень глубокий и понятный для своих слушателей образ. Он сравнивает себя с другом жениха, который, согласно еврейскому свадебному обряду, должен был передать жениху его невесту перед первой брачной ночью. После этого он отступает на второй план. Возлюбленные остаются наедине, это их день. Глубину этому образу добавляет тот факт, что уже в Ветхом Завете женихом называется Бог, а невестой Его народ, Израиль. Задача Иоанна заключалась в том, чтобы воссоединить их. Он сделал свое дело, а потому как он может печалиться, если люди идут ко Христу, к Своему Богу? Наоборот, только теперь, он чувствует, как преисполнен долгожданной радости и чувства глубокого удовлетворения.
Очень поучительный эпизод, не правда ли? Ученики Иоанна посвятили себя проповеди покаяния, подготовки мира к пришествию Мессии, а когда Мессия пришел, по излишней амбициозности и честолюбию не признали его и начали даже возмущаться и негодовать: Он, дескать, умаляет авторитет их наставника.
Так порой бывает и с нами. Как иногда приятно осознавать, что ты делаешь значимое, большое, полезное дело. Ты важный человек, твой труд имеет результат, весь мир признателен тебе. И как в этом случае сложно смириться с тем, что вдруг появляется кто-то лучше, чем ты. Кто-то, кто более компетентен, профессионален, кто добивается более значимого результата, в результате перетягивает все внимание на себя. В эти моменты почему-то всегда легче сорваться в скрытую неприязнь или даже открытую вражду. И дело, такое важное и необходимое, гибнет. Не приносит пользы ни нам, ни окружающим.
Поэтому чем бы мы ни занимались всегда важно, подобно Иоанну Крестителю, видеть ту роль, которую Бог отвел в Своем замысле именно тебе. Чтобы уметь вовремя отступить, уйти на второй план, дать дорогу другому, через которого Господь продолжит действовать в этом мире более эффективно. И тогда окажется, что нет ничего незначительного и второстепенного. Но даже самое малое и скромное служение может стать основным и доставлять нашей душе глубокое удовлетворение. Ведь и оно также служит общей цели – подарить этому миру еще хоть маленькую толику пасхальной радости.