Давно это было. Жила на берегу реки красавица Ива. Целыми днями глядела она в воду и любовалась своим отражением.
Зимой Ива покрывалась инеем или сверкающими льдинками и застывала над рекой в изящной позе. Она была само совершенство! В начале апреля на ветках Ивы появлялись серые пушистые комочки, из которых вырастали жёлтые соцветия — она расцветала раньше всех в округе и словно покрывалась позолотой. Разве могли с ней сравниться камыши и кустики на берегу?
Но иногда, особенно лунными ночами, Иве становилось грустно.
«Почему у меня нет друзей, и никто меня не любит? — думала она, глядя на одинокую лунную дорожку на воде. — Даже пчёлы и шмели кружатся вокруг меня только ранней весной, собирая мёд, а как только распускаются другие цветы — их и след пропал. Никто не хочет любоваться моими зелёными косами, гибкими руками, нежным личиком и тонкой шеей».
Однажды летом в здешних краях случилась страшная засуха. Палящее солнце выжгло все цветы и траву на берегу. Одна только Ива по-прежнему оставалась зелёной. Каждое утро она опускала руки — ветви в реку, умывалась тёплой водой и смотрела на своё отражение.
Но как-то утром Ива захотела зачерпнуть воды из протоки и не смогла до неё дотянуться. Река пересыхала. Впрочем, Иву это не слишком взволновало: ведь деревья при помощи корней умеют добывать влагу из глубины земли и их не мучает жажда.
Тем временем воды в реке с каждым днём воды становилось всё меньше. Однажды на рассвете Ива, как обычно, хотела поглядеться в зеркало, но увидела лишь морщины-трещины на глиняном дне.
«Неужели я стала такой старой и некрасивой? — испугалась Ива. — Теперь у меня точно никогда не будет друзей».
— Помоги мне, Ива, — вдруг услышала она тихий голосок со дна реки.
Ива нагнулась и увидела зелёного кузнечика, который изнемогал от жары.
— Прошу тебя, Ива, дай мне напиться воды, я умираю от жажды, — прошептал кузнечик.
Иве очень захотелось ему помочь. Она сделала усилие, ещё глубже опустила свои корни в недра земли, и стала всасывать в себя воду.
Весь день Ива трудилась без устали, а когда наступила ночь, она расправила свои листочки и с них стала стекать вода. Это было похоже на дождь!
Все измученные жаждой бабочки, пчёлы, шмели и кузнечики собрались в ту ночь под ветвями Ивы. Никогда у неё не было столько друзей! Оказывается, заботиться о других — это так просто и приятно.
С этого засушливого лета Ива стала часто устраивать по ночам для своих друзей капель. Её так и стали называть — Плакучая Ива.
Ведь плакать можно не только от горя, но и от радости.
(по мотивам молдавской народной сказки)
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







