
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 224 зач., IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Праведность и добродетельность живут в человечестве испокон веков. Во все времена можно было встретить людей, которых окружающие называли благочестивыми, святыми. Когда возникло христианство, последователям Спасителя часто приходилось отвечать на вопрос: если ваш Христос источник подлинной мудрости и добродетели, как же вы объясните тогда, что благородные и духовно одаренные люди жили и живут до сих пор и среди других народов, которые ничего не знают о вашем Боге? Ответ христианских богословов был прост: Бог сотворил мир благим и все благое в этом мире от Него. А потому именно Христос является источником той небесной красоты и гармонии, отблески которой мы можем наблюдать даже в тех, кто забыл о Едином Творце и не знает Его лично. Со всей силой эта мысль выражена святым мучеником Иустином Философом: «всё, что было до Христа сделано доброго — сделано Словом; Слово — это Христос; следовательно, всё что-либо когда-нибудь сказанное истинное — наше, христианское; а значит и философы, говорившие много истинного — христиане до Христа». Как на яркий пример таких христиан до Христа он указывал на древнегреческих философов Сократа и Платона. Это мыслители, которые смогли подняться на недостижимый для своих современников интеллектуальный и нравственный уровень и отчасти предвосхитили те истины, которые будут открыты людям Спасителем. Поэтому некоторые даже называли их учение «прологом к Новому Завету». А в древних православных храмах порой можно встретить их иконописные образы, расположенные в нижнем ярусе иконостаса. Причем не только Сократа и Платона. Существуют иконы древнеримского поэта Вергилия, римской прорицательницы Сивиллы, Гомера, Солона, Плутарха, Пифагора и Аристотеля. Подобных людей, которые при жизни не встретили Христа лично, но искренне стремились к Нему, Господь и выводит из темницы ада во время своего воскресения.
Именно в этом контексте некоторые толкователи и предлагают понимать слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Речь идет не только о той благодати, которая дана Церкви. Но и о той, которая является источником всякой подлинной человеческой мудрости. В определенной мере она живет в тех, кто находится вне Церкви и по какой-то причине пока не встретил Христа, однако предчувствует Истину и идет по пути к Ней. Именно таких людей Господь и выводит из адской бездны: открывается им лично, чтобы они уверовали в Него и получили ту благодать, которую предчувствовали, но которой в полноте обладают лишь участники Церкви Христовой.
Для нас это является источником надежды. Ведь и в наших нецерковных и неверующих ближних всегда есть что-то благое, а, следовательно, и они Божии. И, если они по какой-то причине не смогли найти Истину, лично встретить Спасителя, будем надеяться на то, что в какой-бы страшной и темной пропасти они не оказались, Он Сам их найдет. И если они будут готовы отозваться на Его призыв, выведет их на свет Божий, как вывел из темноты ада всех тех, кто жил до Его пришествия.
«Жизненный путь и помощь ближним». Сергей Радостин
Гостем программы «Делатели» был координатор добровольцев-ремонтников Синодального отдела по благотворительности Сергей Радостин.
Наш гость рассказал о своем необычном жизненном пути: как неожиданно даже для самого себя стал спасателем, и как эта профессия помогла ему прийти к Богу. Сергей поделился, с чего началась его деятельность по координации волонтеров, которые едут в Мариуполь помогать восстанавливать разрушенные дома, и почему социальное служение стало занимать большую часть его жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Волшебная кисть

Жил некогда в Китае один сирота и звали его Ма Лян. Его родители умерли, когда он был ещё совсем мал, и чтобы прокормиться, мальчик собирал в горах хворост и косил траву.
Больше всего на свете Ма Лян любил рисовать, и занимался этим каждую свободную минуту.
Когда он отправлялся в горы за хворостом, то, увидев в небе парящего орла, старался воспроизвести веточкой на земле его распростёртые крылья. Когда Ма Лян косил траву на берегу речки, то вглядываясь в воду, наблюдал за игрой маленьких рыбок, а затем выводил их силуэты на речном песке. Долгими вечерами он рисовал угольком на стене своей бедной лачуги всё, что видел, будь то горшок, корзинка или старая циновка.
Но Ма Лян был так беден, что не мог купить себе кисть, как у настоящих художников. И вот однажды ночью явился ему во сне белобородый старик и сказал:
— Ма Лян, твои руки уже искусно рисуют. А чтобы ты стал большим художником, я дарю тебе эту волшебную кисть!
Проснулся мальчик, и увидел в своей руке настоящую кисть для рисования. Он тотчас вскочил на ноги, соскоблил с очага сажу, развёл её водой, и на старом клочке бумаги нарисовал красивый цветок ириса.
С той поры Ма Лян расписывал стены домов у соседей, мебель, детские игрушки, и его ремесло помогло ему забыть про нищету.
Однажды Ма Лян поздно вечером шёл по деревне, и услышал из окна старого батрака Чу приглушённые стоны.
Мальчик вошёл в лачугу и увидел лежащего на истёртой циновке больного старика.
— Чу! — негромко позвал его Ма Лян. — Что с тобой?
— Я заболел и, должно быть, умираю, сынок, — прошептал Чу.
— Чем я могу помочь тебе? — спросил мальчик.
— Мне уже никто не поможет. Только одно у меня осталось желание. Как бы я хотел хотя бы ещё раз увидеть рассвет, ведь я не доживу до него.
— Ты увидишь его, я тебе это обещаю! — воскликнул Ма Лян.
Он достал из-за пояса свою кисть, свою волшебную кисть, с которой никогда не расставался и принялся рисовать рассвет на стене лачуги. И вдруг случилось чудо! Комната озарилась нежным розовым сиянием восходящего солнца.
Старый Чу открыл глаза, и увидел вдали горы, окутанные утренним туманом, водную гладь озера, на которой качались благоухающие лотосы, сакуру на берегу...
Старик приподнялся и сел, чтобы лучше разглядеть чудесный пейзаж, и с удивлением прошептал:
— Но как ты узнал? Я ведь родился на берегу этого озера и для меня это самое прекрасное место на земле. Какое счастье снова увидеть его! Мне даже дышать сразу стало легче... Сынок, твоя кисть поистине волшебная!
И понял Ма Лян: чтобы стать настоящим художником, нужно к ремеслу прибывать хотя бы каплю сострадания и любви.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Сергей Милорадович. «Оборона Троице-Сергиевой Лавры»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, ты открываешь мне новые горизонты! В Пензенской картинной галерее я впервые.
— А я бывал здесь однажды, правда, очень давно. Так что, полагаю, нас обоих ждёт немало интересного.
— Кое-что любопытное я, кажется, уже вижу! Вон та большая картина. Она напоминает мне... Впрочем, может быть, я ошибаюсь, или зрение подводит. Давай подойдём поближе.
— Это полотно художника Сергея Дмитриевича Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры». Оно посвящено событиям так называемого Смутного времени. В 1608-м году самозванец Лжедмитрий Второй с польско-литовским войском пытался прорваться в Москву. Но на его пути встала великая православная святыня. И дала врагу мощный отпор. Картина очень известная, недаром ты даже издалека её узнала.
— Да, Андрюша. Но меня вот что удивляет. Ведь эта работа Милорадовича находится в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Я совершенно точно её там видела!
— И я видел её там не раз. Попробуем разобраться! Полотно в Русском музее датируется 1894-м годом. А это... Сейчас посмотрим... 1892-м! По логике получается, что художник просто написал две одинаковых картины в разный период времени.
— Это, кажется, называется «авторский повтор»?
— Да. В общем-то, весьма распространённая у живописцев практика. Некоторые художники создавали чуть ли не десятки авторских повторов одной и той же картины, отличить которые друг от друга практически невозможно.
— А зачем они так делали?
— По разным причинам. Чаще всего — по просьбам заказчиков. Причём, авторские повторы не считались копиями, и ценились так же высоко, как и оригинал.
— Судя по датам, картина из Пензенской галереи была написана первой. Интересно, а есть ли отличия между ней, и той, что выставлена в Русском музее?
— Как и в случае с любым хорошим авторским повтором, найти их сходу довольно сложно. Те же фигуры, те же краски, та же цветовая тональность. Но если хорошо знать детали...
— А ты, Андрюша, я уверена, их знаешь!
— Спасибо тебе, Аллочка, за такую высокую оценку моих скромных познаний... Я не всё, конечно, могу вспомнить. Но, вот, например, в проёме монастырской стены, где находятся отважные защитники Лавры, виднеются купола Успенского собора. На варианте из Русского музея над ними парят птицы...
— А здесь птиц нет! Просто небо. Пасмурное, в свинцовых облаках.
— Если говорить в общем — немного различаются положения фигур, выражение лиц, мелкие детали. Но знаешь, Аллочка, что я тебе скажу? Все эти нюансы, безусловно, любопытны. Только ведь суть — не в них. А в духе картины, в том, что́ вложил в неё художник. Это осталось неизменным.
— Да, стоит только вспомнить, какие события изобразил на своём полотне Сергей Милорадович... В России — смута, фактически безвластие. Царский престол переходит из рук в руки — к самозванцам и чужеземцам...
— Но народ объединился против супостатов! На героическую оборону Троице-Сергиевой Лавры в 1608 году встали посадские крестьяне, стрельцы и лаврские монахи. Плечом к плечу они отражали атаки многотысячного войска интервентов. И выстояли!
— Оборона Троице-Сергиевой Лавры стала примером мужества и духовной твердости, который воодушевил русских людей объединяться в противостоянии иноземным агрессорам. Что и говорить, замечательную тему для картины выбрал Сергей Милорадович!
— Сергей Дмитриевич любил исторические и религиозные сюжеты, и часто прибегал к ним в своём творчестве. Кстати, он родился в семье священнослужителя, учился в Московской Духовной семинарии, потом некоторое время в ней же преподавал иконопись и рисование. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на собственные впечатления, но и тщательно изучал источники, консультировался со специалистами.
— И это видно! Такое внимание и уважение к мельчайшим деталям, потрясающая динамика... Хочется внимательно рассматривать каждый мазок кисти, каждый штрих.
— И вспоминать непростые, но славные, героические страницы нашей истории!
Картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры» можно увидеть в Пензенской художественной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России