
Старинное название Грузии – Иверия. Имя Христа в древней Иверии засияло на шесть с половиной веков раньше, чем на Руси – благодаря заслугам одной удивительной женщины.
Здравствуйте! С вами – писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Нине и книге Михаила Сабинина «Сад святой Нины».
Место действия — Иверия (теперь – Грузия).
Время действия — первая половина 4 века по Рождестве Христовом.
Известный церковный деятель и просветитель 19 века Михаил Павлович Сабинин родился в Тифлисе и всю свою жизнь посвятил изучению истории Грузинской Церкви. В 1877 году Сабинин написал книгу «Сад святой Нины», в которой подробно рассказывается о жизни святой Нины, просветительницы Грузии.
Сабинин во всех подробностях излагает родословную Нины, чтобы даже неверующие читатели убедились – речь идёт о реальной женщине, родившейся в Каппадокии.
Однажды во сне Нине явилась Божия Матерь и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа…». И Нина одна, не испугавшись трудностей, отправилась в Грузинское царство проповедовать учение Христа.
Автор книги «Сад Святой Нины» буквально следует по пятам отважной женщины и видит незнакомую страну её глазами.
Утомлённая от страха, голода и холода, босая, в рубище, с крестом в руках, остановилась она у озера Паравани… Доблестная дева, увидев впервые снежные высоты дикого Кавказа, поражена была зрелищем для неё новым. Подложив большой камень под голову, она заснула на берегу озера.
Многие годы Михаил Сабинин записывал старинные грузинские предания, собирал рукописные жития святых и церковные древности. И, конечно, он во всех подробностях изучил и перевёл на русский язык житие святой Нины – этот драгоценный памятник 4 века.
Тридцать пять лет продолжалось апостольское служение Нины. Она сумела обратить в христианство грузинского царя Мириана и его супругу – царицу Нану, многочисленных царских вельмож и простых крестьян. Император Константин Великий прислал в Иверию епископов, которые совершали таинство крещения над всеми жителями Мцхеты, древней столицы Грузии. Но и после этого святая Нина не оставила апостольских трудов. Она перебралась в горные области Восточной Грузии проповедовать Евангелие язычникам и поселилась в маленькой хижине возле селения Бодбе.
Получив известие свыше о своей близкой кончине, Нина отправила послание в царский дворец с просьбой прислать ей священника. Царь Мириан пожелал лично попрощаться с подвижницей. Царская свита вместе со священнослужителями, сопровождаемая толпами народа, отправилась в горы.
Вот как описывает Михаил Сабинин в книге «Сад святой Нины» последние часы земной жизни просветительницы Грузии.
Плач и рыдание окружавших были безмерны. Наконец потребовала она Святых Таин Тела и Крови Христовых. Епископ, совершив литургию, приобщил её… Нина завещала похоронить её тело в бедной куще. Дав всем последнее благословение и целование, мирно скрестила она святые апостольские свои руки и предала святую свою душу в руки Бога… оставив Грузии, в залог верности и ходатайства перед престолом Всевышнего, труженическое иссохшее от непомерных апостольских трудов святое тело, крест и Евангелие.
«Сад святой Нины» - так образно называют древнюю Иверию, ныне – Грузию. Святая равноапостольная Нина насадила здесь цветы христианского благочестия, которые цветут и по сей день.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в программе: «Прообразы: святые в литературе».
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки