
Старинное название Грузии – Иверия. Имя Христа в древней Иверии засияло на шесть с половиной веков раньше, чем на Руси – благодаря заслугам одной удивительной женщины.
Здравствуйте! С вами – писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Нине и книге Михаила Сабинина «Сад святой Нины».
Место действия — Иверия (теперь – Грузия).
Время действия — первая половина 4 века по Рождестве Христовом.
Известный церковный деятель и просветитель 19 века Михаил Павлович Сабинин родился в Тифлисе и всю свою жизнь посвятил изучению истории Грузинской Церкви. В 1877 году Сабинин написал книгу «Сад святой Нины», в которой подробно рассказывается о жизни святой Нины, просветительницы Грузии.
Сабинин во всех подробностях излагает родословную Нины, чтобы даже неверующие читатели убедились – речь идёт о реальной женщине, родившейся в Каппадокии.
Однажды во сне Нине явилась Божия Матерь и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа…». И Нина одна, не испугавшись трудностей, отправилась в Грузинское царство проповедовать учение Христа.
Автор книги «Сад Святой Нины» буквально следует по пятам отважной женщины и видит незнакомую страну её глазами.
Утомлённая от страха, голода и холода, босая, в рубище, с крестом в руках, остановилась она у озера Паравани… Доблестная дева, увидев впервые снежные высоты дикого Кавказа, поражена была зрелищем для неё новым. Подложив большой камень под голову, она заснула на берегу озера.
Многие годы Михаил Сабинин записывал старинные грузинские предания, собирал рукописные жития святых и церковные древности. И, конечно, он во всех подробностях изучил и перевёл на русский язык житие святой Нины – этот драгоценный памятник 4 века.
Тридцать пять лет продолжалось апостольское служение Нины. Она сумела обратить в христианство грузинского царя Мириана и его супругу – царицу Нану, многочисленных царских вельмож и простых крестьян. Император Константин Великий прислал в Иверию епископов, которые совершали таинство крещения над всеми жителями Мцхеты, древней столицы Грузии. Но и после этого святая Нина не оставила апостольских трудов. Она перебралась в горные области Восточной Грузии проповедовать Евангелие язычникам и поселилась в маленькой хижине возле селения Бодбе.
Получив известие свыше о своей близкой кончине, Нина отправила послание в царский дворец с просьбой прислать ей священника. Царь Мириан пожелал лично попрощаться с подвижницей. Царская свита вместе со священнослужителями, сопровождаемая толпами народа, отправилась в горы.
Вот как описывает Михаил Сабинин в книге «Сад святой Нины» последние часы земной жизни просветительницы Грузии.
Плач и рыдание окружавших были безмерны. Наконец потребовала она Святых Таин Тела и Крови Христовых. Епископ, совершив литургию, приобщил её… Нина завещала похоронить её тело в бедной куще. Дав всем последнее благословение и целование, мирно скрестила она святые апостольские свои руки и предала святую свою душу в руки Бога… оставив Грузии, в залог верности и ходатайства перед престолом Всевышнего, труженическое иссохшее от непомерных апостольских трудов святое тело, крест и Евангелие.
«Сад святой Нины» - так образно называют древнюю Иверию, ныне – Грузию. Святая равноапостольная Нина насадила здесь цветы христианского благочестия, которые цветут и по сей день.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в программе: «Прообразы: святые в литературе».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема