
"Ревекка увидела Исаака". Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Совершая паломничество на Святую Землю, в Израиль, человек словно попадает в пространство Библии и встречается с её героями. Может быть, в этом одна из главных целей путешествия?
Сегодня мы говорим о праматери Ревекке и стихотворении Петра Вяземского «Палестина».
Место действия — Древний Израиль. Время действия — около двух тысяч лет до Рождества Христова.
В 1850 году поэт пушкинского круга Пётр Андреевич Вяземский совершил паломничество в город Иерусалим, на Святую Землю. Творческим результатом поездки стали путевые заметки «Путешествие на Восток» и несколько поэтических произведений, одно из них — стихотворение «Палестина».
Пейзажи пустынь и сюжеты из жизни бедуинов переплетаются в нём с авторскими размышлениями на библейские темы. Поэт вспоминает людей, живших на этой земле давным-давно, во времена Ветхого завета.
Вот под сенью палаток
Быт пустынных племён;
Женский склад — отпечаток
Первобытных времен.
Вот библейского века
Верный сколок: точь-в-точь
Молодая Ревекка, Вафуилова дочь.
Из книги Ветхого Завета «Бытие» известно, что отец Ревекки, Вафуил, жил в Месопотамии (это на территории современного Ирака), и приходился племянником Аврааму.
Повинуясь голосу Бога, Авраам с семьёй перешёл жить на новые земли, позднее получившие название Палестина. Когда сын Авраама, Исаак, вырос, пришло время найти ему жену, схожую по вере и обычаям. Авраам отправил слугу в Месопотамию, чтобы тот подыскал для сына невесту из рода своего брата Нахора.
Прибыв в Харран, что в переводе означает «город Нахора», слуга встретил возле колодца красивую, приветливую девушку.
Это была Ревекка, приходившаяся Аврааму дальней родственницей. Вот как в стихотворении Вяземского «Палестина» изображена Ревекка в тот момент, когда она появляется возле колодца с водоносом, то есть с кувшином для воды на плече.
Голубой пеленою
Стан красивый сокрыт;
Взор восточной звездою
Под ресницей блестит.
Величаво-спокойно
Дева сходит к ключу,
Водонос держит стройно,
Прижимая к плечу.
Ревекка помогла слуге Авраама напоить его верблюдов, была доброжелательна и расторопна — и тот увидел во встрече возле колодца знак Божий.
От лица своего господина слуга попросил у Вафуила руки его дочери для сына Авраама — и получил согласие. Исаак женился на Ревекке и полюбил её всем сердцем.
Двадцать лет Ревекка оставалась бесплодной, что, по обычаям того времени, было веским основанием для развода, но Исаак не оставил любимой жены. Через двадцать лет супружества у них родились близнецы — Исав и Иаков.
Ещё будучи беременной, Ревекка узнала от пророков предназначение своих сыновей — им обоим было суждено стать родоначальниками двух народов. Причём потомки старшего будут в подчинении у младшего. Потомки двенадцати сыновей Иакова образовали двенадцать племён израильского народа.
Образ библейской Ревекки нашёл отражение во многих произведениях мировой литературы и искусства.
Вот и в стихотворении Петра Вяземского праматерь Ревекка является олицетворением Палестины — ведь это её многочисленные потомки унаследовали палестинские земли.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова