
Фото: James Coleman/Unsplash
Костюмы спецзащиты стали тревожной приметой 2020 года. Во время пандемии коронавируса в новостях можно было увидеть, как врачи надевают белые скафандры, чтобы идти в «красную зону» опасности. А как-то раз я увидела на портале «Милосердие» удивительный снимок. Человек облачается в защитный комбинезон, а из-под него видны золотистая епитрахиль и священнический наперсный крест. Оказалось, это протоиерей Роман Бацман — настоятель храма Живоначальной Троицы при НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Батюшка прошёл специальную подготовку, чтобы исповедовать и причащать больных коронавирусной инфекцией в стационарах и на дому.
В марте 2020 года Синодальный отдел по благотворительности Русской православной церкви сформировал специальную группу священников, чтобы окормлять инфицированных верующих. На специальных курсах врач-эпидемиолог научил батюшек пользоваться защитным костюмом и соблюдать другие меры предосторожности.
Священник Роман Бацман говорит, что совершать таинства в защитном скафандре непривычно. Неловко, например, креститься рукой в перчатке. И маска запотевает, так что богослужебный текст можно прочитать с большим трудом. Но самое тяжелое — невозможность обнять страдающего, пожать ему руку в знак поддержки. Приходится компенсировать это затруднение ласковым голосом, добрыми словами.
Больные коронавирусом чаще всего пребывают в угнетённом, подавленном состоянии и остро нуждаются в сочувствии и утешении. Как хорошо, что Церковь нашла возможность дотянуться до них, что священники смогли войти в «красную зону» болезни и духовно укрепить страдающих людей. Да и разве могло быть иначе?
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











