Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 1-18

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Евангельский отрывок, который читается в крещенский сочельник, довольно продолжительный. Он также наполнен множеством важных для корректного понимания деталей. Первое, конечно, что бросается в глаза — несколько имен и титулов в начале текста. Апостол Лука предельно точно описывает, в каких исторических условиях произошли евангельские события. Мы слышим имя римского императора Тиберия, узнаем, что правителем Иудеи в те годы являлся Понтий Пилат. Упоминаются апостолом и сыновья Ирода Великого — Ирод Антипа и Филипп. Отмечает Лука и наличие в Иерусалиме сразу двух первосвященников — Анны и его зятя Каиафы. Вся эта информация дается читателю для того, чтобы он не сомневался — евангельские события произошли на самом деле. И тому есть исторические подтверждения. Далее апостол Лука переходит к описанию личности и служения пророка Иоанна Крестителя. В лице святого Иоанна исполняется древнее пророчество другого пророка — Исайи. Предтеча становится тем самым «гласом, вопиющим в пустыне» — проповедником покаяния и исправления греховных ошибок. Иоанн Креститель подобно Моисею и другим святым Ветхого Завета призывается Богом для того, чтобы от Его Лица говорить с народом Израиля. Но слова Предтечи по своей глубине и внутреннему накалу превосходят границы иудейства. Пламенный пророк обращается со страниц Евангелия к каждому его читателю. Святой Иоанн предупреждает слушателей, что время служения Спасителя наступило. И это означает, что пора моральных полутонов и компромиссов с совестью закончилось. Бог есть ярчайший Свет, от Его сияния не способны укрыться никакие нравственные изъяны. Потому Иоанн готовил людей к принятию Христа через крещение. Под крещением в данном случае следует понимать не церковное таинство, а обряд покаяния. Он заключался в исповедании грехов и омовении в знак сожаления об этих грехах. Креститься к пророку приходили разные люди — в том числе мытари (сборщики налогов) и воины, выполнявшие функции полиции. Всех слушателей святой Иоанн убеждал быть милосердными и честными. Пример такой абсолютной честности являл он сам. В ответ на похвалу и восхищение пророк призывал людей не считать его обещанным Мессией. Иоанн сознавал свое человеческое несовершенство перед лицом совершенства Божия. Слова, которые обращал к современникам Иоанн Креститель, актуальны и сегодня.

Несмотря на прошедшие со времен евангельских событий две тысячи лет, от человека, желающего обрести гармонию с Богом, по-прежнему требуются всё те же совестливость, честность, милосердие. Требуются они не в качестве откупа от Бога, и не в качестве какой-то жертвы в Его честь. Святой Иоанн призывает нас вернуться в человеческое состояние в подлинном смысле этого выражения — состояния праведности перед Господом, уподобления Ему в святости. Людей, стремящихся к этому, пророк называет пшеницей — ценным зерном, которым хозяин не разбрасывается, а бережно собирает и хранит в своих житницах. Так и Бог поступит в отношении тех, кто следует за Ним — не отвергнет, но будет оберегать и любить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!