
Кол., 254 зач., II, 8-12.
Глава 2.
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древний город Колоссы располагался на юго-западе современной Турции. Здесь находилась одна из крупнейших христианских общин. Именно к ее представителям апостол Павел и направляет свое послание.
В отрывке, который мы только что услышали, содержится намек на то, что кто-то пытается разрушить местную церковь при помощи ложного учения. Его представители настаивали на том, что нет необходимости верить во Христа, чтобы спасти свою душу. Для них Христос — это всего лишь одно из проявлений Бога. Но помимо Него есть и другие посланники Творца. Их также необходимо знать и им также необходимо служить. Что это за посланники? Это многочисленные духи. Духи звезд, планет, тех или иных мировых стихий и природных сил. Это те, кого, например, в древнерусском фольклоре называли ведьмами, лешими, домовыми, русалками, а в греческой и римской мифологии сатирами, наядами, панами и нимфами. Все они, дескать, так или иначе влияют на человека, определяют его судьбу и от них во многом зависит его благополучие, а также то, получит ли он доступ к верховному Божеству или нет. Иными словами, духовный мир по их мнению, имеет свою бюрократию: он устроен наподобие многоуровневой канцелярской конторы, где, для того, чтобы добраться к начальнику, необходимо задобрить чиновников на предыдущих уровнях. Если же с кем-то ты не смог договориться, твои проблемы. Голова с плеч. Парадоксальным образом с этими языческими представлениями лжеучителя соединяли иудейские верования о том, что для доступа к Творцу важно быть обрезанным, а также вести строгую аскетическую жизнь. Весь этот причудливый религиозный микс, который включал в себя совершенно разнородные элементы, они и пытались выдать за подлинное христианство. Христианство, в котором Христу отводилось последнее место.
Опровергая это учение, апостол Павел настаивает на одном принципиально важном моменте: человек, который действительно верует во Христа, старается жить по Евангельским заповедям, принимает участие в таинствах Церкви, совершенно свободен от влияния на его жизнь каких-либо иных духовных сил. Да, эти силы действительно могут существовать. Но они не имеют такой власти над христианином, какую они имеют над язычником. Раб Бога только Божий раб и ничей кроме Него. Ему не страшен закон судьбы, ему не страшны проклятия, ему не страшны сглазы и порчи, заговоры и привороты, на него не распространяются силы колдунов, чернокнижников, жрецов вуду, гадалок, белых и черных магов и прочей нечести. В его жизни действует единственный закон — закон Божественного Промысла. А суть этого закона прекрасно формулирует Христос в Евангелии: «ни один ваш волос не упадет на землю без воли Отца вашего Небесного». Будем помнить об этом. Ведь именно в нашей власти определять, кто именно управляет нашей судьбой: нелепый случай, стечения обстоятельств, равнодушные, а чаще злые духовные сущности, или же любящий нас Отец, Который всем своим детям желает спасения и возвращения в отчий дом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер