Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 13-23
13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Как и к любому другому рассказу Священного Писания к истории, которую мы только что услышали, можно относиться по-разному. Можно смотреть на него как на историческую хронику и пытаться согласовать с другими свидетельствами, с теми из них, которые не содержатся в Новом Завете. Чему-то мы сможем найти подтверждение, чему-то нет. К примеру, в основном нехристианском источнике о царствовании Ирода Великого — в труде Иосифа Флавия «Иудейские древности» — нет упоминаний об этом евангельском событии. Но в «Иудейских древностях» много чего нет, а Евангелие от Матфея было написано тогда, когда содержащуюся в нем информацию легко можно было опровергнуть, тем не менее этого не произошло, благодаря чему Евангелие от Матфея вошло в канон Нового Завета как абсолютно достоверное.
Но, как бы то ни было, Священное Писание — это не историческая хроника, его смысл не в беспристрастном и фотографически точном изложении фактов, а в рассказе о спасении человека, то есть о его освобождении от власти греха и смерти. Так и смысл сегодняшнего отрывка не в рассказе о злодеяниях Ирода, а о Рождении Христа Спасителя. Воплощенный Бог пришел к людям, и еще будучи Младенцем столкнулся с завистью и человеческой злобой, на Него в буквальном смысле обрушилось зло и несправедливость нашей жизни. Он сразу же после Своего Рождения попал в пучину того, что возникло и развилось вследствие грехопадения первых людей, Младенец Христос оказался в эпицентре того, что Он пришел уничтожить. В этом рассказе мы видим, что живущее в людях зло сопротивляется, оно не хочет сдаваться без боя. Но оно проигрывает, потому что ничто не может противостоять Богу.
Эта история повторяется постоянно и повсюду. Удостовериться в этом очень легко: достаточно начать жить не так, как диктует окружающий мир, а в соответствии с евангельскими словами Христа, и тогда мы попадем в схожую ситуацию: зло ополчится, оно будет казаться неодолимым, но в конечном итоге победа будет одержана Христом Спасителем нашим и Богом.