
В доме царицынских купцов Лапшиных пахло душистыми, сладкими леденцами. В большой парадной зале, прямо на полу, стояла огромная корзина с разноцветными, гладкими, как морские камешки, конфетами. Рядом стояла другая, до самого верху наполненная новыми, ещё не использованными конфетными обёртками. На стуле перед корзинами сидел молодой человек. Его звали Василий Фёдорович Лапшин. Он был сыном купца, весьма известного в Царицыне — так в 19 веке назывался город Волгоград. Недавно родитель Василия Фёдоровича скончался, оставив в наследство совсем немного денег. Дела отца в последнее время шли не гладко, пришлось расплачиваться с большими долгами. «Не обессудь, — сказал он сыну перед смертью. — Коли есть в тебе толк, и с малого разбогатеть можно. А уж если разбогатеешь — не забывай копеечкой с бедным поделиться...»
Молодому человеку не на кого было рассчитывать, кроме самого себя и Бога, которому Василий Фёдорович горячо молился перед тем, как начать новое дело. Он закупил оптом на крупной кондитерской фабрике леденцы и отдельно от них — фантики. Так выходило дешевле. Привести конфеты к товарному виду, аккуратно завернув каждую, ему теперь и предстояло. Перекрестившись, со словами «Господи, благослови», Василий Лапшин приступил к делу.
Позже Василий Фёдорович с улыбкой вспоминал это своё рискованное предприятие. Однако именно с него начался успех Царицынского «леденцового короля», выросший до предприятия «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина». Вскоре Василий Фёдорович стал одним из самых богатых купцов в городе, но отцовского завета не забыл.
Для своих работников Лапшин построил бесплатный дом отдыха на живописном берегу Волги, а для их детей открыл при фабрике гимназию. Бедные ученики Царицынского ремесленного училища получали от его имени стипендию. Не поскупился Василий Фёдорович, открывая в городе странноприимный дом и приют для бездомных. На их содержание Лапшин выделил из собственных средств особый капитал.
В 1884 году добросердечного купца избрали городским головой. В этой должности, с переизбранием, Василий Фёдорович прослужил десять лет и за этот срок сумел значительно преобразить облик Царицына, вкладывая в дело его благоустройства немалые суммы из личных средств. Он организовал и частично финансировал устройство городской телефонной сети, уличного освещения, водопровода, разбил чудесный городской сад. На пожертвования Лапшина-градоначальника была достроена колокольня Успенского собора.
Будучи городским головой, человеком, безусловно, занятым, Лапшин всегда находил время, чтобы помочь ближним. Он усердно трудился в качестве попечителя Царицынского детского сиротского приюта для девочек, председателя городского комитета Общества улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II.
В 1915 году на пожертвования Василия Фёдоровича Лапшина в Царицыне была возведена церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Всему городу были известны Пасхальные и Рождественские трапезы для народа, которые Лапшин устраивал в своём особняке.
Когда в 1918 году занявшие Царицын большевики объявили Лапшина «врагом народа», поддержавшая новую власть городская беднота и пролетарии сильно возмутились. Они не забыли добра, которое делал для них Василий Фёдорович. Рабочие кондитерской фабрики Лапшина сумели вызволить своего бывшего хозяина с баржи смерти, которую большевики собирались утопить в Волге.
Устояла, пережив страшные годы гонений на веру, церковь Параскевы Пятницы. И сегодня звон её колоколов напоминает людям о щедром и добром человеке, так много сделавшем для Царицына.
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема