
В доме царицынских купцов Лапшиных пахло душистыми, сладкими леденцами. В большой парадной зале, прямо на полу, стояла огромная корзина с разноцветными, гладкими, как морские камешки, конфетами. Рядом стояла другая, до самого верху наполненная новыми, ещё не использованными конфетными обёртками. На стуле перед корзинами сидел молодой человек. Его звали Василий Фёдорович Лапшин. Он был сыном купца, весьма известного в Царицыне — так в 19 веке назывался город Волгоград. Недавно родитель Василия Фёдоровича скончался, оставив в наследство совсем немного денег. Дела отца в последнее время шли не гладко, пришлось расплачиваться с большими долгами. «Не обессудь, — сказал он сыну перед смертью. — Коли есть в тебе толк, и с малого разбогатеть можно. А уж если разбогатеешь — не забывай копеечкой с бедным поделиться...»
Молодому человеку не на кого было рассчитывать, кроме самого себя и Бога, которому Василий Фёдорович горячо молился перед тем, как начать новое дело. Он закупил оптом на крупной кондитерской фабрике леденцы и отдельно от них — фантики. Так выходило дешевле. Привести конфеты к товарному виду, аккуратно завернув каждую, ему теперь и предстояло. Перекрестившись, со словами «Господи, благослови», Василий Лапшин приступил к делу.
Позже Василий Фёдорович с улыбкой вспоминал это своё рискованное предприятие. Однако именно с него начался успех Царицынского «леденцового короля», выросший до предприятия «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина». Вскоре Василий Фёдорович стал одним из самых богатых купцов в городе, но отцовского завета не забыл.
Для своих работников Лапшин построил бесплатный дом отдыха на живописном берегу Волги, а для их детей открыл при фабрике гимназию. Бедные ученики Царицынского ремесленного училища получали от его имени стипендию. Не поскупился Василий Фёдорович, открывая в городе странноприимный дом и приют для бездомных. На их содержание Лапшин выделил из собственных средств особый капитал.
В 1884 году добросердечного купца избрали городским головой. В этой должности, с переизбранием, Василий Фёдорович прослужил десять лет и за этот срок сумел значительно преобразить облик Царицына, вкладывая в дело его благоустройства немалые суммы из личных средств. Он организовал и частично финансировал устройство городской телефонной сети, уличного освещения, водопровода, разбил чудесный городской сад. На пожертвования Лапшина-градоначальника была достроена колокольня Успенского собора.
Будучи городским головой, человеком, безусловно, занятым, Лапшин всегда находил время, чтобы помочь ближним. Он усердно трудился в качестве попечителя Царицынского детского сиротского приюта для девочек, председателя городского комитета Общества улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II.
В 1915 году на пожертвования Василия Фёдоровича Лапшина в Царицыне была возведена церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Всему городу были известны Пасхальные и Рождественские трапезы для народа, которые Лапшин устраивал в своём особняке.
Когда в 1918 году занявшие Царицын большевики объявили Лапшина «врагом народа», поддержавшая новую власть городская беднота и пролетарии сильно возмутились. Они не забыли добра, которое делал для них Василий Фёдорович. Рабочие кондитерской фабрики Лапшина сумели вызволить своего бывшего хозяина с баржи смерти, которую большевики собирались утопить в Волге.
Устояла, пережив страшные годы гонений на веру, церковь Параскевы Пятницы. И сегодня звон её колоколов напоминает людям о щедром и добром человеке, так много сделавшем для Царицына.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема