
Апостол Павел
Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Глава 4.
4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Образ, который использует апостол, был будничным для его современников — но для нас не особо понятен.
Представим себе, что в одном поместье живёт семья хозяина — и семья рабов, которые обслуживают потребности своего господина. В обеих семьях рождаются и растут дети — которые, естественно, в силу всеобщей детской солидарности, вместе играют, общаются, гуляют, развиваются в меру своего возраста. Для самих детей — и раба, и господина — нет какой-то существенной разницы между ними — родители вот только разные. Что, впрочем, может никак не сказываться на их детской искренней дружбе. Они уверены, что так будет всегда!
Но вот, наступает семилетний возраст — и пути детей резко расходятся. Раба не будут учить грамматике и риторике, военному делу и изящным искусствам. Всё это достанется только сыну — а сын раба так и останется в своём рабском статусе скорее всего до самой смерти. В хороших семьях к нему будут относиться по-доброму, не будут жестоко эксплуатировать, унижать — у него может появиться и своя семья, свои дети — но в любом случае он остаётся рабом, а не свободным. Сын же станет наследником — и продолжателем дела своей семьи. Он — свободный деятель, он — актор, действующий субъект, тот, в чьих руках судьба и его самого, и семьи.
Зачем апостолу это сравнение — и как оно связано с Рождеством Христовым? Поместив мысль слушателей в антитезу раб — сын, апостол предлагает не на одном рациональном уровне, но на жизненном опыте пережить то, что ощущает раб, которого отпускают на свободу. И здесь две ключевых мысли: свобода и взрослость, ответственность.
Христианство — религия непрестанного взросления человека. Это процесс вырастания из радужно-восторженного безответственного детства магических, или «рыночных» отношений с Богом в состояние мужа зрелого, грамотного, воспитанного, опытного — понимающего, что и зачем он делает. Ведь сыну не надо «подкупать» милость своего отца — он и без этого — наследник! Сын не одинок: есть Отец, Который всегда рядом — но не навязчиво; Который готов помочь — но не подменять Собой жизнь сына; Который всегда подскажет — но не будет поддаваться инфантильным манипуляциям сына. Как же повезло нам, христианам, что наш Бог, став человеком — таким же, как и мы — сказал каждому из нас: ты теперь взрослый, ты — Мой сын, а значит, ты — свободен! Свободен от веры в слепой рок. Свободен сам определять смысл и содержание своей жизни. Свободен принимать самостоятельные решения. Свободен собственными руками сплетать дивный узор полотна своей жизни!
Давайте же, дорогие друзья, постараемся почаще вспоминать о том бесценном даре быть свободными Сынами Божиими, который нам принёс Своим Рождением Христос Спаситель!
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











