
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Любой священник, который имеет опыт исповеди, знает, что для многих людей исповедь и все что с ней связано оказывается серьезной проблемой. Их очень часто гложет чувство вины и беспокойства. Все дело в образе Бога, Который оказывается для них строгим и требовательным, и даже, скорее, похожим на слепую Фемиду, чем на любящего Отца.
В то же время, в сегодняшнем чтении апостол подчеркивает, что пришествие Христа и Его служение коренным образом изменяет само представление о священстве и об отношениях с Богом.
Дело в том, что слово Святой в первую очередь применимо к Богу. Люди сотворены по образу Божьему и это значит, что они призваны к святости. В свою очередь священник — это человек, чье служение и заключается в том, чтобы помогать людям на этом пути, быть связующим звеном между Богом и верующими. В Ветхом завете он приносил жертвы, учил людей вере и правильной жизни. Но мог ли он приблизить людей к Богу по-настоящему, если сам был обложен такой же немощью? Конечно, не мог. И дело было не в строгости Бога, а в том, что сам человек не способен измениться. Первосвященник мог снисходить к невежеству и заблуждениям людей, потому что и сам понимал свои заблуждения и свое невежество, но он не мог по-настоящему изменить ситуацию.
Говоря о Христе, апостол называет его великим Первосвященником, Который прошел небеса, то есть не просто призывал прийти к Богу, как делали это обычные священники, но был Сыном Божиим. Он Сам восшел на небеса, чтобы призвать к себе уверовавших в Него... Однако все эти слова очень возвышены, так что могло возникнуть впечатление, что Он будет гораздо более далеким от людей, чем обычный первосвященник, который хоть и имел особый статус, был таким же человеком. Чтобы эта мысль не пролегла тенью между человеком и Христом, апостол сразу подчеркивает, что Первосвященник, о Котором он говорит «искушен во всем, кроме греха» то есть знает тяжесть человеческой жизни и способен сострадать каждому. А раз это так, мы должны приступать к нему с дерзновением и твердой верой. Греческое слово, которое употребляет апостол переводится так же, как смелость и твердая уверенность.
Но в чем же мы должны быть уверены ученики?
Они должны быть уверенны в Божием снисхождении и любви. Понимая свои немощи и борясь с ними, насколько это в наших силах, мы должны в первую очередь верить, что Христос идет к нам на встречу. И прежде, чем пройти небеса, Он ради нас прошел ад и победил смерть и сделал все, чтобы облегчить нам борьбу со грехом. И об этом никогда нельзя забывать, ведь христианство — это не религия вины, но религия надежды.
«А.П.Чехов — как успеть много?» Ксения Алферова
У нас в гостях была актриса, соучредитель благотворительного фонда «Я есть» и благотворительной организации развития адаптивных видов спорта «Я здесь» Ксения Алфёрова.
Мы говорили о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, о том, как много он успел за 44 года своей жизни и в литературе, и в помощи людям, а также разговор шел о том, почему в современном мире время часто расходуется впустую, почему мы перестаем ценить время и почему всё время, торопясь и стараясь сделать много, не успеваем делать что-то важное.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 68. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и пла'чу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище,- и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их - западнею;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.
«Экзотическое православие»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Наталия Лангаммер, а также настоятель храма священномучеников Власия и Харалампия в Братееве священник Роман Федотов делились светлыми историями о том, как непривычные для русского человека православные традиции другого народа сначала смущали или удивляли, но потом вдохновили и открыли какие-то интересные смыслы.
Все выпуски программы Светлые истории











