
Фото: Clay Banks/Unsplash
«Почти православная» — так говорит о себе Анжела Карлсон, поэтесса и публицист из американского города Чикаго. Именно так — «Почти православная. Современная женщина в древней традиции» называется и её книга, яркая и увлекательная автобиография, которая вышла на русском языке в издательстве «Никея.
С первых же страниц понимаешь, что тебя ждёт встреча с необычным писателем. А ещё — очень скромным, честным и искренним человеком. Анжела с первых строк признаётся, что, вероятно, её нельзя назвать идеальной верующей, ведь в духовном смысле она постоянно ощущает себя странником, который за рулём автомобиля едет по неизведанной извилистой дороге и не знает, что его поджидает за очередным поворотом. В одном автор уверена на все сто процентов: этой дорогой для неё должно быть именно Православие.
К такому выводу Анжела Карлсон пришла совершенно неожиданно для самой себя. Она воспитывалась в католической традиции и верила в Бога с детства. Но, однажды переехав из родительского дома в шумный Чикаго, стала... самым настоящим панком. Играла в рок-группе, ходила по городу в старой армейской шинели и грубых, массивных ботинках. И всё же, пишет Анжела Карлсон в книге «Почти православная», она всегда молилась Богу. «Никто не умел так выслушать меня, как Он. На Него всегда можно было положиться», — признаётся автор.
И рассказывает о своей первой православной Литургии, на которую явилась всё в тех же грубых высоких ботинках и... мини-юбке! И о том, как после Богослужения вдруг ясно осознала, что за ширмой протеста и желания отличаться от других, глубоко внутри неё, оказывается, жила другая женщина — мягкая, уверенная и спокойная. «И мне вдруг стало ясно, насколько необъятна жизнь православного христианина. Она оказалась более наполненной, богатой и сложной, чем я ожидала», — говорит автор. В своей книге Анжела вообще много рассуждает на тему столкновения и взаимодействия древней и современной культур. Например, можно ли считаться православным, если у тебя татуировки, дреды, или ты слушаешь тяжёлый рок.
Возможно, опыт Анжелы Карлсон кому-то из читателей покажется знакомым, и в авторе — сомневающемся, ищущем, постоянно открывающем новые грани православной веры — многие узнают самих себя.
Литературные критики и читатели не зря называют Анжелу «королевой метафоры»: её текст стилистически изыскан и красив, при этом читается и воспринимается очень легко. И в своей удивительной писательской манере «Почти православная» Анжела Карлсон делает вывод: путь Православия труден, но прекрасен. Ведь он приводит к истинной вере, а вера излечивает все раны.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема