
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Рукоположение во священники — одно из главных таинств христианской Церкви. Совершается оно во время Литургии. В чинопоследовании этого таинства есть один значимый момент. Только что возведенного в священный сан человека подводят к престолу и дают ему в руке дискос, богослужебное блюдце, на котором лежит литургический Агнец, Тело Христово. При этом епископ, который совершает таинство, говорит такие слова: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же будешь истязан во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это очень серьезные слова. Принимая в руки самого Христа, молодой священник дает обещание, что будет до последнего вздоха служить Ему и тем людям, которые составят его паству. И за это служение с него спросится по всей строгости.
Любой руководитель, который старается жить по совести и качественно, со всей ответственностью выполнять свою работу, несет тяжелый груз. Ведь с одной стороны, он должен отчитываться перед вышестоящим начальством, с другой, выполнять те обязательства, которые имеет перед своими подопечными. Как минимум заботиться об их материальном благополучии. В еще большей степени это бремя несет священник. Ведь отчитываться он будет не перед людьми, а перед Богом, и зависит от него не столько материальное благополучие его паствы, сколько их судьба в вечности.
С учетом этого апостол Павел и обращается к верующим в сегодняшнем письме. «Мы имеем добрую совесть, — пишет он, — потому что во всем желаем вести себя честно». А потому он и просит молиться за него и за других начальников и не доставлять им скорби. О каких скорбях идет речь? Нам порой кажется, что обидеть, обделить, оскорбить может лишь тот, у кого в руках сосредоточена власть. По этой причине нам кажется, что именно мы имеем привилегию обидеться на руководителя и потребовать от него почтительного отношения к своей персоне. Однако нам редко приходит на ум, что вышестоящий уязвим, возможно, даже в большей степени, чем мы. Уязвим для нашего недовольства, неприязни, сплетен, пересуд за спиной, а порой и скрытой ненависти. И очень часто это результат не только его ошибок, но и нашего жестокосердия, обидчивости, излишней зацикленности на самих себе, неспособности снизойти к немощи человека. Сами того не понимая, мы усложняем жизнь тому, кто и так находится между молотом и наковальней. Поэтому апостол Павел и говорит, что такое отношение к руководителю наносит вред не столько ему, сколько нам самим. Оно разрушает нашу душу.
А потому, если мы начальствующие, постараемся выполнять свою работу и свои обязанности перед людьми по совести, и честно. Если мы подчиненные, будем молиться за своих начальников и стараться покрывать их немощи милостью. Лишь в этом случае при всех наших общих недостатках и слабостях между нами будет царить взаимопонимание, за которым приходит любовь.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











