Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о злых виноградарях — одна из ключевых в Евангелии. Её смысл прозрачен: это рассказ об отношениях между еврейским народом и Господом Богом, в которых ключевая роль — роль глубоко трагическая — отведена Сыну Хозяина виноградника.

Но сегодня мне хочется обратить внимание на одну сторону притчи, которая не всегда очевидна. В притче мы видим, как постепенно ухудшаются отношения между хозяином и виноградарями. Это — своего рода протяжённый по времени диалог между двумя сторонами, по результатам которого каждый делает свои определенные выводы. Если посмотреть глазами хозяина, его позиция — это постоянное повышение градуса доверия виноградарям. Невзирая на очевидные риски — ведь все три раба вернулись с явным агрессивным ответом со стороны работников виноградника — хозяин все равно отправляет к ним своего сына, рассчитывая пробудить в них совесть. Но почему — именно сына? А не вооружённый отряд солдат, например? И вот здесь мы подошли к очень важному моменту. Могу предположить, что дело в том, что нынешние озлобленные виноградари когда-то знали наследника ещё младенцем — они играли с ним, забавлялись его детской наивностью и непосредственностью — они когда-то явно любили его еще ребенком! То, что делает хозяин, отправляя своего сына — последний шаг в надежде восстановить добрые отношения: он обращается к глубоко скрытым в глубине каждого из злых виноградарей воспоминаниям о собственном детстве, о том, какими они сами были чистыми, искренними, непорочными. Это — последняя попытка не допустить страшного, беспощадного для виноградарей финала. Но, увы, мнимая перспектива завладеть виноградником оказывается сильнее слабых попыток совести остановить задуманное беззаконие...

В этой притче нам приоткрывается тактика Божественной педагогики. Когда мы ведём себя неправильно — и при этом не получаем явного Божественного воздаяния, нам легко может показаться, что Бог не заметил нашего греха, пропустил мимо. И мы снова и снова переступаем грань дозволенного, думая, что авось и в этот раз минует нас чаша Божьего гнева. А на самом-то деле Бог — со Своей стороны — снова и снова повышает градус доверия к нам: мы Его снова и снова предаём — а Он снова и снова переступает через нашу подлость и ещё выдаёт ещё больший кредит доверия! Мы присвоили себе одну сумму — а Он даёт нам ещё большую; мы и её забираем — а Он снова щедрой рукой даёт ещё больше — нам снова мало, мы и на это дерзко замахиваемся, наивно думая, что эта история никогда не закончится. Но конец неизбежно приходит: и последний «звоночек», который обязательно прозвучит — это обращение к чему-то очень личностному, глубоко потаённому в нашей душе, быть может, последнему незатопленному грехом островку священного. В притче это — память о детстве, но может быть что угодно другое: в любом случае, это определённая святыня для самого человека, о которой знает только он сам — и Господь Бог. И если нами этот «звоночек» не будет услышан — нас неизбежно постигнет та же участь, что и злых виноградарей из сегодняшней притчи.

Как же важно не терять откровенную, нелукавую связь с Господом — чтобы наши отношения с Ним не подвергать таким опасным испытаниям!...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!