Интернет полон борцов за Правду, борцов со Злом. В них нет никакого недостатка. Теперь остро нужны люди, которые будут говорить об интересах.
Когда Вы покупаете овощи на рынке, и торгуетесь о цене, речь идет не о Правде с большой буквы, а об интересах. Ваши интересы и интересы продавца отчасти совпадают - Вы хотите уйти домой с его овощами, а он - с Вашими деньгами - а отчасти расходятся. Он хотел бы взять с Вас побольше денег - а Вы бы предпочли дать ему поменьше.
В ходе непродолжительного переговорного процесса вы с продавцом приходите к соглашению, которое устраивает Вас обоих.
В этом процессе согласования интересов играют роль Ваши и его возможности - какова ситуация на рынке вообще? Не уйдете ли Вы к другому продавцу? Может ли этот продавец предложить Вам более качественный товар? Не может ли он заинтересовать Вас, скажем, постоянной скидкой?
Соображения "кто прав, кто виноват" в этом случае вообще не возникают - да, у Вас есть законный интерес кормить Вашу семью, Вы ничуть не грешите, стремясь обеспечить ее интересы, продавцу надо кормить его семью - и он имеет право (и обязанность) заботиться о ее пропитании. Расхождение интересов не мешает вам относиться друг ко другу с уважением и даже симпатией - а об интересах договариваться.
Но представьте себе, что я не вижу тут расхождения интересов, которые надо согласовать, а вижу перед собой мерзавца, который подло хочет обобрать честных граждан, назначая завышенную цену на свой товар.
Мое негодование может быть глубоким, искренним, и сотрясать меня до глубины души. Я могу получить повышенное давление и язву желудка через свой праведный социальный, а также патриотический гнев. Единственное, чего я не получу - так это овощей. Ему все равно надо кормить его семью, а такой горячей симпатии и доверия, чтобы давать мне скидку как надежному старому покупателю, он ко мне не испытывает. По понятным причинам.
С точки зрения интересов моей семьи - которую я должен представлять, как ее глава - да и с точки зрения интересов Отечества в целом, мое поведение будет вредной глупостью. Есть такое страшное слово - контрпродуктивно. Развив бурное негодование по поводу не устраивающей меня цены овощей, я останусь без овощей вообще. Да, неприятель тоже пострадает - он останется без моих денег. Утешение сильное, но не совсем пригодное в пищу.
Поэтому разумные и ответственные люди обычно говорят не о том, «кто виноват», а «как нам по-хорошему договориться и согласовать наши интересы». И они расходятся заключив взаимовыгодное соглашение. Не нужно видеть борьбу за Правду там, где есть просто расхождение интересов.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер