
С середины 2010-х годов столичное издательство «Б.С.Г.-ПРЕСС» приступило к выпуску примечательной книжной серии под общим названием «Поэты Москвы».
В эти изящные томики входят не только стихи поэтов, но и их проза, публицистика, отрывки из дневников и мемуаров. В правом верхнем углу каждой книжки — ещё один гриф: «Выбор...», — и далее начертано, чей именно выбор.
Так, избранный том поэта Серебряного века Владислава Ходасевича составил поэт Сергей Гандлевский, забытого пиита XVIII столетия Василия Петрова — поэт Максим Амелин, том Маяковского — поэт-новатор Сергей Бирюков...
Сегодня я хочу представить вам книгу поэта пушкинской эпохи Петра Вяземского, собранную известным эссеистом, историком литературы и стихотворцем Вадимом Перельмутером. Он сложил сборник из стихотворений и записей позднего Вяземского, напомню, пережившего чуть ли не всех своих славных современников (судьба отпустила Петру Андреевичу немыслимый по тем временам срок — 86 лет).
Трудный был человек. Переменчивый. Драматический. И гордец и смиренник. Его и забывали и снова возвращали в литературу, в которой он обретался как неутомимый труженик и служитель. Он и роптал на Создателя, и горячо тянулся к Нему.
Вхожу с надеждою и трепетом в Твой Храм,
Хочу я волю дать молитве и слезам.
О, да исправится молитва пред Тобою,
Как из кадильницы Тебе моей рукою
Возжённый чистый фимиам,
Вечерней жертвы приношенье.
Боец уязвленный, томлюсь я битвой дня:
В Твоё убежище, в Твоё упокоенье
Прими, о Господи, меня.
Современный поэт Юрий Кублановский читал нам позднее стихотворение князя Вяземского из цикла «Хандра с проблесками». Кто-то из вас узнал, наверное, стихи из 140-го псалма царя и пророка Давида, исполняемые на каждой вечерне и в дни Великого поста: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...»
Выбор для моей закладки в этом цикле о хандре не случаен: художника надобно судить по вершинам. Говоря словами самого поэта, по проблескам...
А вот — о другом, но — о том же: о понуждении нашей памяти к мыслям о вечном предстоянии перед Создателем.
В «Старой записной книжке» — чуть менее двухсот лет тому назад! — Вяземский пишет об вечном изнурительном засилье госчиновничества.
«...Одна моя надежда, одно моё утешение в уверении, что они увидят на том свете, как они в здешнем были глупы, бестолковы, вредны, как они справедливо и строго были оценены общим мнением, как они не возбуждали никакого благородного сочувствия в народе, который с твердостью, с самоотвержением сносил их как временное зло, ниспосланное провидением в неисповедимой своей воле. Надеяться, что они когда-нибудь образумятся и здесь, — безрассудно, да и не должно. Одна гроза могла бы их образумить. Гром не грянет, русский человек не перекрестится. И в политическом отношении должны мы верить бессмертию души и второму пришествию для суда живых и мертвых. Иначе политическое отчаяние овладело бы душою...»
Отрывок из «Старой записной книжки» исполнил молодой работник театра МХАТ Иоанн Лазарев. Вослед своему деду — поэту Юрию Кублановскому, читавшему нам в начале программы стихотворение позднего Вяземского из цикла «Хандра с проблесками».
...Русские люди из разных поколений. Это очень «по-вяземски». В его долгой жизни их — поколений — уместилось немало...
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











