
Апостол Павел. Мозаика
1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел дает наставления Тимофею, который возглавлял одну из крупных епархий древнего мира, находившейся в городе Эфес. Сегодня апостол Павел предлагает своему ученику два совета, которые были связаны с двумя актуальными для жизни церковной общины того времени темами.
Во-первых, он дает советы, как необходимо устраивать жизнь женщин, которые потеряли своих мужей. Церковь заботилась о вдовых христианках. Они находились на попечении общины и, по мнению некоторых историков даже формировали особые ордена, которые выполняли определенные задачи. В основном речь идет о социальном служении. В своем большинстве такие ордена формировались из пожилых женщин, достигших шестидесяти лет. Сегодня же речь идет о том, как поступать с молодыми, которые лишились мужа. Апостол рекомендует Тимофею не принимать их на служение. Почему? После смерти супруга молодая вдова могла принять решение посвятить свою жизнь Церкви под влиянием момента. По прошествии времени природа взяла бы свое и она опять захотела бы выйти замуж. Это рассматривалось бы как нарушение обета, данного Богу. Поэтому лучше, чтобы она не давала никаких обещаний, ведь служение Церкви может превратиться для нее в настоящее бремя, которым она будет тяготиться, создавая сложности и для себя, и для окружающих. Поэтому апостол рекомендует молодым вдовицам повторно выходить замуж, создавать семью и заботится о новом супруге и детях.
Во-вторых, Павел дает совет, как относиться к обвинениям, которые возводятся на священника. С одной стороны, они не должны быть анонимными, с другой — должно быть, как минимум, два свидетеля, которые подтвердили бы, что тот или иной проступок имел место быть. Лишь в этом случае священник мог быть наказан. К слову, этому правилу Церковь следует до сих пор.
Все эти советы демонстрирует нам, как рассудительно апостол относился к жизни и как бережно он обходился с людьми. И это было важным уроком не только для Тимофея, но и для всей первохристианской общины. Это служит важным уроком и для нас, современных христиан. Нельзя принимать важных, судьбоносных решений, поддавшись моменту: ни тех, которые касаются нашей собственной судьбы, ни, тем более, судьбы других людей. Необходимо или советоваться с более опытными наставниками или, если таковых нет, хотя бы переждать, чтобы решение прошло проверку временем. И во всех случаях, конечно, необходима молитва к Богу. Лишь тогда Господь просветит наш ум и укажет, как необходимо поступить, чтобы это принесло пользу и нам и тем, кто нас окружает.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



