
Одна молодая семья получила в качестве свадебного подарка небольшую ферму, которая находилась вдали от деревни посреди широкой степи.
Сразу же после свадьбы муж и жена переехали жить на новое место. Но вскоре они заметили, что вокруг нет ни души и что они совершенно оторваны от других людей. Ни один житель деревни даже близко не подходил к их ферме. Ходили слухи, что рядом с ней на большом каменистом холме живут страшные степные человечки, и никому не хотелось с ними встречаться. Впрочем, молодая пара мало обращала внимания на подобные слухи.
Однажды вечером, когда муж и жена сидели у камина, в дверь кто-то постучал. На пороге стоял маленький человечек, ростом не выше колена, с длинной бородой и в красном колпаке. Муж и жена поняли, что это, должно быть, и есть один из степных человечков. Но они не стали кричать от страха и поднимать панику, а пригласили степного человечка войти в дом.
— Меня послал к вам наш король, — сказал степной человечек. — Теперь вы живёте с нами по соседству. Король передал, что если вы не будете причинять нашему народу никого зла, то мы тоже не сделаем вам ничего плохого.
— О, не беспокойтесь, — сказали молодожёны. — У нас здесь достаточно места, и мы вас ничем не стесним. Давайте будем жить, как добрые соседи.
Маленький степной человечек пожелал супругам доброй ночи и исчез.
Некоторое время спустя жена тяжело заболела. Муж побежал в деревню в надежде найти помощь. Но даже доктор отказался идти на ферму, опасаясь степных человечков. Опечаленным вернулся муж домой — и что же он видит? Вся комната была заполнена степными человечками. Одни подметали пол, другие топили камин, третьи готовили чай и лечебные травяные отвары, которыми поили его жену. Увидев, что муж вернулся, степные человечки бросились бежать врассыпную и скрылись из вида. На другой день женщине заметно полегчало, и она вскоре выздоровела.
Однажды вечером в дверь кто-то постучал, и в комнату вошел степной человечек, тот же, который посетил их и в первый раз.
— Моему народу пришло время покинуть эти места, — сказал он. — Наш король выражает вам благодарность за дружеское отношение, и все его подданные тоже. Каждому захотелось сделать что-нибудь приятное таким добрым соседям, и передаёт вам по камешку цвета своих глаз, чтобы вы нас не забывали.
И степной человечек навсегда исчез, оставив на пороге мешок, наполненный драгоценными камнями.
Ах, если бы и мы меньше доверяли слухам, а прислушивались к голосу сердца!
(по мотивам датской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема