Было у старика два сына. Отправился старший сын в туретчину воевать, а младший дома остался отцу помогать, хлеб растить.
Год проходит, три проходит — нет от солдата ни весточки. А младший сын уже и невесту себе присмотрел. Только как свататься, если гол как сокол?
И решил тогда парень вдвое больше работать, и втайне от отца обрабатывать ещё и соседское поле. Излишек денег он складывал в кувшин и закапывал его в лесу под берёзой.
Один год выдался урожайный, за ним другой, и третий. Наступил день, когда кувшин младшего сына доверху наполнился монетами.
Но тут парня начала совесть мучить.
«Ведь получается, что я эти деньги от родного отца утаил. Как же я ему объясню, откуда у меня взялись деньги на свадьбу? — размышлял он, сидя под берёзой. — Солгать, что клад я нашёл? Тогда мне придётся семейную жизнь со лжи начинать, без отцовского благословения, не будет мне из-за этого никакого счастья».
Решил тогда младший сын повиниться перед отцом в том, что несколько лет деньги от него утаивал.
Заходит парень в дом, и видит — отец грустный сидит, плачет. Засомневался младший сын: стоит ли к отцовской печали новую прикладывать? Но если уж решился правду говорить, лучше не откладывать.
— Прости меня, батюшка, — сказал младший сын, протягивая отцу кувшин с деньгами. — Три года я от тебя эти деньги утаивал. Думал на свадьбу себе скопить, да на новые сапоги сафьяновые. Но не будет мне от таких денег счастья. Возьми их лучше себе, и поступай с ними, как знаешь.
Вытер отец слёзы, встал из-за стола, упал на колени перед иконами, и начал земные поклоны отвешивать.
А потом пересчитал монеты, и давай младшего сына обнимать.
— Батюшка, — удивился тот. — Я думал, ты меня бранить будешь, а ты радуешься. Почему?
— А тому я радуюсь, что теперь мы сможем выкупить твоего старшего брата из турецкого плена, — сказал отец. — Получил я сегодня весточку, что всё это время твой брат был в плену, а теперь его хозяин, паша, согласился отпустить за выкуп. Только не было у меня денег столько, сколько просил паша. Всё утро я горячо молился Богу, чтобы он мне помог, и тут как раз ты вошёл и принёс кувшин с деньгами...
Выкупил отец старшего сына из плена, вернулся тот в деревню, и стал в поле за троих работать: очень уж соскучился на чужбине по крестьянской жизни. С тех пор достаток в их доме не переводился: и на две свадьбы денег хватило, и на три пары новых сафьяновых сапог.
Недаром говорится, что всякая неправда счастье от дверей отвращает, а правда — возвращает.
(по мотивам румынской народной сказки)
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.