
О педагоге Викторе Сороке-Росинском написаны повесть, статьи, воспоминания. О нём снят фильм, на котором выросло не одно поколение детей. Ученики Сороки-Росинского, дали ему прозвище, сократив имя, фамилию и отчество педагога. И вместо Виктора Николаевича Сороки получилось звонкое Викниксор. Да-да, тот самый Викниксор, который стал во главе организованной им школы-коммунны имени Достоевского. Опять же сокращая — ШКИДы. Легендарной Республики ШКИД.
Главным делом своей жизни Виктор Николаевич считал перевоспитание трудных подростков. И в тяжёлое послереволюционное время он поставил перед собой задачу — спасти петроградских беспризорников от улицы, от холода и голода, от преступлений и тюрьмы. Школа имени Достоевского приняла первых учеников в 1920-ом году. Виктор Николаевич своих питомцев трудными не считал. Для него они были просто детьми. Это совсем не означало, что учитель либеральничал с учениками. Свой метод воспитания он назвал «суворовской педагогикой». Что можно перевести, как «тяжело в ученье — легко в бою». И как ни сопротивлялись ребята, привыкшие к вольной жизни на улице, но даже они прониклись интересом к учёбе.
Конечно, успех пришёл не сразу. Мальчишки были отнюдь не ангелами. Попадались среди них малолетние преступники, у многих из них имелись судимости. Парни дрались, воровали, воевали с учителями. Но жизнь постепенно налаживалась. Бывшие беспризорники медленно, но верно убеждались в том, что педагоги не враги им, они — старшие товарищи, старающиеся вдохнуть в учеников веру в своё человеческое достоинство.
Ребята видели, как трудно приходится их Викниксору. Как героически он добывал для школы питание, дрова, одежду. Однажды вместо ботинок шкидцам привезли шапки. И Виктор Николаевич вдруг кинулся добывать лапти. А потом, засунув шапку в лапоть, создал нелепую, но тёплую обувь для ребят. Влюблённый в литературу Учитель привил любовь к ней и своим мальчишкам. Их в школе было около шестидесяти и одно время в ШКИДе выходило шестьдесят литературных журналов. Ребята увлеклись творческой работой.
Именно творчество, интеллектуальная деятельность, по мысли Виктора Николаевича, могли дать его ученикам путёвку в жизнь. Он видел, что среди воспитанников, психика которых была нарушена, много талантливых ребят. Поэтому и воспитывал их культурой. Чутьё не обмануло Викниксора — в числе его выпускников оказалось много писателей, учёных, художников. Недаром ещё до революции Сорока-Росинский изучал психологию, особенно подробно штудируя раздел, связанный с нарушениями детской психики. Уже тогда он как будто готовился к тому, что станет главным делом его жизни.
А жизнь эта складывалась очень непросто. Педагогическая система Виктора Николаевича не устраивала наркомат просвещения. Интеллигенты из числа бывших беспризорных, воспитанные Сорокой-Росинским, были нонсенсом в то время. И в 1925-ом году у учителя отобрали его школу. Он устроился в педагогический ВУЗ, готовил воспитателей для работы с трудными подростками. Но его изгнали и оттуда, вообще запретив преподавать. В педагогику разрешили вернуться только спустя восемь лет.
В блокаду Ленинграда Виктор Николаевич отказался покидать город. Он каждый день приходил в школу и проводил уроки. Истощённого до крайней степени педагога летом 42-ого года эвакуировали на Алтай. Едва встав на ноги, он устроился в школу. Домой Виктор Николаевич вернулся только в 1948-ом. Он уже плохо видел и слышал, но всё равно писал заметки в газеты, составлял методические пособия, а выйдя на пенсию шефствовал над школьниками. Просто звонил в школы и просил присылать к себе на дом хулиганов и двоечников. Ласково называя их «трудными неслухами», Виктор Николаевич занимался с ними до тех пор, пока они не исправляли двойки. Сороки-Росинского не стало в 1960-ом году. Он пошёл покупать билеты в кино — хотел сделать подарок своей ученице, впервые получившей пятёрку, и попал под трамвай.
Сегодня интерес к жизни и методам воспитания Виктора Николаевича не угасает. Его архив, который хранится в Петербургском педагогическом университете, пользуется огромной популярностью у студентов. Недаром одна из лучших студенческих работ, написанная к юбилею ВУЗА называлась «ВикНикСор — друг детей».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов