1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение вступительной речи апостола Павла. В Ефесе, куда он писал Тимофею, нашлись проповедники, которые пытались быть учителями закона, но совершенно в нем не разбирались. Причем из слов апостола понятно, что не разбирались они не столько в конкретных правилах, но в том, для чего закон существует.
Хотя в других текстах апостол Павел и говорит, что закон несовершенен и не приводит к спасению, в данном случае он старается объяснить, что закон — это благой дар Божий, а не наказание, которое ложится страшной ношей на человеческие плечи.
У людей, которые приходят в церковь нередко создается ощущение, что Бог все время ими недоволен, потому что они не исполнили закон. Уже не одно десятилетие проповедники и миссионеры сетуют на это, ведь христианство для многих выглядит как сплошная и подробная система запретов. Встречается, конечно и другая крайность, когда люди считают, что запретов не должно существовать никаких, и это, конечно, тоже неправильно. Как систему запретов можно представить что угодно, даже нашу обычную жизнь. Например, мы вышли на прогулку. Теоретически мы знаем, что мы не должны гулять по проезжей части, нельзя забираться на фонарные столбы или деревья, нельзя дразнить собак или нападать на людей. Но если мы просто вышли погулять нам и в голову не приходит все это делать. Мы идем по парку, радуемся жизни и даже не подозреваем, что можем совершить множество запрещенных действий. Сделаешь акцент на запретах и жизнь покажется сплошным запретом. Но мы ведь знаем, что жизнь к запретам не сводится и ценим в ней радостные положительные моменты, которые гораздо важнее.
В религиозной жизни тоже самое. Безусловно, осознание того, что в мире есть Бог накладывает на нас определенные обязательства, как накладывают обязательства брак, спорот, работа, дружба. И если дружба привносит в мою жизнь определенные ограничения, но радует меня и дает мне желание жить, я даже не подумаю о том, что ограничения мне в тягость.
Ограничения страшны тем, кто живет только своими желаниями, для тех, кто не готов ни с кем считаться. Для такого человека закон становится кандалами, он держит его под стражей.
Кто же в этой ситуации христиане? Как они относятся к запретам?
Человек, который пережил религиозное обращение, радуется тому, что Бог есть, читает Его слово, обращается к Нему в молитве и с радостью стремится делать в мире Его дело.
Именно об этом и говорит апостол во второй части чтения. С точки зрения Ветхого Завета он был вполне праведен и по неведению думал, что поступает праведно, когда гнал Церковь Божию. По сути, сегодня, мы сказали бы, что это запрещено, но апостол так не говорит, потому что дело не запрете. Отношения с Богом, это не отношения с электрическим током, чтобы говорить в таких категориях. Когда апостол Павел узнал о своей ошибке, он обратился ко Христу и Тот открылся в его жизни с верой и любовью. Так и каждый из нас. Пока мы далеки от Бога, мы можем говорить на языке запретов и приказаний, но когда наши отношения становятся личными, мы осознаем, что в действительности Бог желает говорить с нами на языке дружбы и любви.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.