
Семейные истории с Туттой Ларсен
«Они жили долго и счастливо и умерли в один день» — эта присказка в точности описывает судьбу священника Григория и матушки Нины Пономарёвых. Несмотря на гонения 1930-х годов, лишения послевоенного периода, их жизнь была счастливой и полной любви.
Григорий Пономарёв и Нина Увицкая познакомились ещё в детстве. Их отцы — священники Александр Пономарёв и Сергий Увицкий — дружили всю жизнь, а с 1930 года служили на одном приходе, в Вознесенской церкви города Невьянска. Молодые люди тоже трудились в храме: Григорий был псаломщиком, а Нина пела на клиросе. «Тоненькая, сероглазая, она не выходила у меня из головы», — вспоминал впоследствии священник. Он долго ухаживал за Ниной и, наконец, сделал ей предложение. В октябре 1936 года молодые люди обвенчались.
После свадьбы они поселились в Невьянске. Спустя несколько месяцев Григория должны были рукополагать в дьяконы. Предстояла долгая и тяжелая поездка в главный город епархии Сарапул. Нина, которая к тому времени уже вот-вот должна была родить, наотрез отказалась остаться дома. Она хотела разделить радость с мужем. Путешествие прошло благополучно, Григория рукоположили в дьяконы, супруги вернулись в Невьянск. Вскоре в семье Пономарёвых появилась дочь Татьяна.
Но увы, на дворе был 1937 год. Октябрьским вечером, когда Танечке исполнилось 40 дней, и семья отмечала это событие, отца Григория арестовали. Он был приговорён к десяти годам лагерей и направлен на работы в шахты Магадана. Там его жизнь не раз висела на волоске. В 1944 году молодой дьякон лишился зрения. Тогда отец Григорий обратился к Богу с молитвой, текст которой сохранился в воспоминаниях дочери Татьяны: «Господи Иисусе Христе! Милостивый! Дай мне выйти из лагерного ада. Дай возможность послужить Тебе в храме Божием. Дай увидеть и обнять ненаглядных моих родных и жену мою, горячо любимую». Молитва была услышана. Отец Григорий прозрел. Через несколько лет он вышел на свободу. Дочь Таня Пономарёва вспоминает, что после возвращения супруга Нина Сергеевна преобразилась и словно помолодела.
В 1955 году отца Григория рукоположили в священники. На окраине города Кургана вместе со своими духовными чадами он построил маленькую церковь во имя Святого Духа. Матушка Нина была регентом хора, и хозяйкой в священническом доме. На ней лежали заботы по приёму многочисленных просителей. Ведь отец Григорий был единственным священником на всю округу. За десятки километров к нему приходили люди за духовным советом, с просьбой о молитве. В любое время дня и ночи, в любую погоду он бы готов отправиться к постели больного или умирающего. Матушка собирала для него тёплые вещи, чемоданчик со всем необходимым и затем долго молилась о супруге.
В последние годы жизни отец Григорий и матушка Нина тяжело болели. Практически одновременно они оказались прикованы к постели. Они лежали в одной комнате, мало разговаривали и почти всё время проводили в молитве. Они просили Господа о том, чтобы уйти вместе, и сподобились этой радости. Супруги скончались во сне одним октябрьским утром, прожив вместе 61 год.
Их дочь Татьяна Понамарёва нередко вспоминала, как возле своего маленького домика в Кургане отец Григорий вкопал скамейку и часто вечерами в одиночестве сиживал там, молясь, думая, вслушиваясь в тишину. С удовольствием он принимал в свою компанию жену и дочь. Пономарёвы делились друг с другом впечатлениями прошедшего дня.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM