В католическом Риме хранится немало святынь, которые дороги и православным. Одна из таких реликвий – табличка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Это верхняя, самая короткая перекладина Креста Господня, так называемое титло. Увидеть эту уникальную дощечку – материальное свидетельство Распятия Христа, можно в римской базилике Святого Креста Иерусалимского.
Внешне Церковь Креста не выделяется среди сотен других римских храмов, выдержанных в стиле барокко – фасад богато украшен лепниной и увенчан скульптурами святых. А вот история этого храма удивительна. В четвертом веке на месте базилики стоял Сессорианский дворец равноапостольной царицы Елены, которая и организовала в Иерусалиме археологические раскопки, чтобы отыскать Крест, на котором был распят Иисус. Часть обретённого Креста святая Елена доставила в Рим и хранила святыню во дворце, где проживала сама.
Сын Елены, император Константин, по завещанию матери поставил на месте ее покоев церковь, которая позже не раз перестраивалась. Однако и сегодня нижний храм двухэтажной базилики устроен в том самом зале, что некогда был частью дворца равноапостольной царицы. За многие века помещение оказалось на два метра ниже уровня, на котором стоят здания в Риме, сюда ведет лестница из восьми высоких ступеней. В подземном храме под мраморным полом по-прежнему хранится земля, привезенная Еленой из Иерусалима.
В верхнем храме базилики слева от центрального алтаря находится придел реликвий. Здесь в застекленной нише в драгоценных оправах хранятся голгофские святыни – частицы Креста, шипы от тернового венца Спасителя, один из гвоздей, которыми Он был прибит ко Кресту и чудом сохранившееся титло. Эта небольшая табличка из дерева размером двадцать пять на четырнадцать сантиметров, толщина – два с половиной. От древнего надписания вины Распятого, выполненного Понтием Пилатом на трех языках, сохранились лишь слова «Назарянин Царь» на латинском и греческом, от еврейских слов остались отдельные буквы. Ученые недавно подтвердили, что реликвия датируется первым веком, то есть является подлинной.
Базилика находится в самом центре древнего города, буквально в нескольких минутах ходьбы от знаменитого Колизея – он послужит ориентиром. Ближайшие к церкви станции метро - Линия и Манзони, находятся в шаговой доступности. А если боитесь заблудиться, то можно воспользоваться трамваем номер три, или пятьсот семьдесят первым автобусом – они останавливаются прямо у входа в храм, посвященный Святому Кресту.
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.