Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
То, к чему сегодня призывает нас апостол Павел, на первый взгляд может показаться очень пафосным — и совершенно невыполнимым. Как в нас могут быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе? Он ведь — Воплощённый Сын Божий — а мы-то кто такие? Он — рождён Девой Марией от действия Духа Святого, а мы-то — совсем иного происхождения! Он — и умер, и воскрес в третий день — мы же всего лишь продолжаем тянуть лямку нашего земного бытия снова и снова. О чем же говорит апостол?
Перед нами — ещё один пример того, как много значит перевод, и как важно обращаться к первоисточникам. Церковнославянский текст ближе к греческому оригиналу передаёт смысл: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Речь, оказывается, идёт совсем не о том, чтобы мы «воображали», как и что переживал внутри Себя Христос Спаситель — это непостижимо. Говоря «в вас» — апостол говорит о христианской общине: между вами должны быть такие же мысли и чувства глубокого послушания и смирения, с какими Бог стал человеком. Он не пренебрёг взять на себя человеческую телесность и ограниченность, более того: прийти на землю не как великий и славный Царь мира — а словно бесправный и беззащитный раб. Этот очень сильный, пронзительный образ апостол использует для того, чтобы достичь поставленной цели: научить христиан не превозноситься друг перед другом, не ожидать почестей, не рассчитывать на благодарность и признание — что потом неизбежно приводит к расстройствам и разочарованиям. Апостол призывает к иному: ощутить свою причастность к величайшему во вселенной событию — смиренному служению Бога Своему творению — причём ощутить это не только умозрительно, но через практику доброго, бесконечно великодушного и кроткого отношения к окружающим. Нечем нам гордиться, когда Бог стал смертным человеком. Нечего нам требовать от окружающих, когда Бог разрешил приколотить Себя ко Кресту. Не на что нам обижаться, когда Он в предсмертной муке прощает Своих обидчиков и предателей.
Потому что только в такой слабости — являет себя сила Божия. Потому что только в таком самоумалении — появляются проблески Божественной славы. Потому что только в такой обнажённой беззащитности Бог способен достучаться до любой, даже наглухо заколоченной двери человеческого сердца.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.