Летним утром 1623 года игумен Иов, настоятель Свято-Успенского Почаевского монастыря, что близ города Тернополя, молился у себя в келье. Предстояло важное событие, которое должно было решить дальнейшую судьбу братии. Сегодня на монастырском дворе будут рыть колодец. Если строители найдут в монастырской земле воду, монахи смогут остаться в стенах родной обители. Если же нет – придётся покидать святое, намоленное место, ибо брать воду из колодцев, расположенных за пределами монастыря, инокам отныне было строжайше запрещено.
Запрет этот исходил от нового владельца Почаевского имения – Андрея Фирлея. Он был внуком прежней почаевской помещицы, Анны Ерофеевны Гойской, на средства которой строился монастырь. Свои земли Гойская предоставляла в безвозмездное пользование обители. Особым указом она распорядилась, чтобы её воля не нарушалась наследниками, которые потом вступят во владение имением. Однако Фирлей, к которому после смерти Анны Ерофеевны перешли по наследству её имения, решил установить свои порядки. Был он иноверцем, а кроме того, человеком алчным и завистливым, поэтому не мог смириться с тем, что его бабка оставила монастырю столько земли и доходов. Новоявленный наследник задумал покончить с этим раз и навсегда.
Сначала он отобрал у обители поля, леса и сенокосы. Как ни тяжело было монахам терять питавшие братию и богомольцев земли, они со смирением приняли обрушившуюся на них беду. Однако Фирлей на этом не остановился. Со временем он присвоил себе монастырских крестьян; уничтожил межевые знаки; подкарауливал иноков, которые, по его мнению, преступили границу имения, и жестоко избивал их.
Монахи кротко сносили и эти издевательства. Но вот теперь Фирлей запретил монахам брать воду из почаевских колодцев. Дальнейшее пребывание иноков на Почаевской горе становилось невозможным, так как своего колодца в обители не было – земля в монастыре считалась безводной. Монахи знали об этом, и с недоверием смотрели на своего игумена, который ходил по монастырскому двору, выбирая участок для колодца. Наконец Иов указал строителям место. Несколько дней рабочие копали землю. Монахи не были уверены в успешном исходе дела, но игумен Иов не отчаивался и беспрестанно молил Господа о милости. И вот, наконец, из земли забила вода! Колодец не иссяк и по сей день, и сегодня монахи и богомольцы с его помощью утоляют жажду.
«Что невозможно человекам, то возможно Господу, ибо сказано – просите, и дано будет, ищите, и обрящете, стучите, и отверзется» - повторял слова Христа Иов Почаевский, прославленный Русской Православной Церковью в чине преподобного.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.