Я не люблю читать новости, но очень благодарен тем, кто их делает. Я не люблю, когда кто-то в соцсетях говорит гадости о Церкви, но все равно благодарен тому, кто их говорит. Я не люблю, когда о Церкви гадости говорит тот, кто ничего о Церкви не знает, и все равно я благодарен ему за эти слова. Потому что все они заставляют меня снова и снова почувствовать, что главное в Церкви — совсем не то, что о ней говорят в новостях. Главное в ней — Христос.
Читая новости и их обсуждение в блогах, я иногда чувствую себя как маленький ребенок, потерявший на вокзале родителей. Вокруг — большой недружелюбный мир. Какой-нибудь загорелый мужик в линялой майке пройдет и с размаху толкнет своей грубой холщевой сумкой. Слева — палатка с шаурмой, из нее невкусно пахнет бурым мясом. Справа — у лестницы сидит семья цыган, один из них внимательно на меня смотрит. За спиной — ряд припаркованных машин, за ними дорога, на которой гудят машины. Лениво бродит полиция. По громкой связи объявляют поезда. А у меня в этот момент — одна мысль, одна сокровенная мечта: исчезнуть, чтобы этот мир вдруг перестал меня окружать, и прижаться к родителям. Они-то защитят.
И хотя это фантазии, в реальности для меня происходит нечто похожее. Я открываю фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) — и там… Знакомый моего знакомого публикует сделанный в фотошопе коллаж на Патриарха, считая свою шутку смешной. Другой знакомый знакомого оставляет под эти коллажем многозначительный комментарий из двух слов: «Да уж…» Третий знакомый выражает свою мысль более содержательно — например: «Я про них все уже давно понял». Четвертый с явным чувством морального превосходства пишет: «А чему Вы удивляетесь?» Пятый не выдерживает мирного тона беседы и начинает требовать личных извинений Патриарха. Я в такие моменты нахожусь на грани отчаяния: ведь они умные люди, почему же про Церковь надо писать глупости. Рука тянется что-то написать от себя, но потом думаешь: а зачем? Все равно никого ни в чем не убежишь, только спровоцируешь… И вот смотрю это — и у меня только одна мысль, одна сокровенная мечта: прижаться ко Христу. Ухватиться за край его светлой одежды и никуда не выпускать. Чтобы мир вокруг перестал быть таким, какой он есть. К счастью, эта мечта вполне осуществима. Я выключаю компьютер и иду в Церковь. И делаю в это с чувством глубокой благодарности тем, кто обсуждает новости о Церкви в соцсетях. Чем больше они ругаются — тем сильнее ко мне подступает отчаяние. А значит, тем больше я чувствую, что успокоение найду только во Христе.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.