
Апостол Павел
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Какая была у апостола Павла цель жизни? Для чего он преодолевал невероятные расстояния? Для чего он терпел побои, голод, жажду, несправедливость? Для чего он скитался? Для апостола Павла все это не было неудачным стечением обстоятельств, это был его собственный выбор. Он выбрал жизнь ради Христа. Но какова была его земная цель, та самая цель, которую можно определить в понятных словах и ясных выражениях? Сам апостол отвечает на эти вопросы в сегодняшнем отрывке, он пишет так: «я тружусь и подвизаюсь, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Тот факт, что мы читаем и изучаем апостольские послания, указывает, что его слова достигают и до нас, мы тоже входим в ту общностью, которую Павел определил как «всякого человека». То есть всех и каждого. Ради этого апостол жил. Но что означает совершенство во Христе, ради которого трудился апостол? И что значит «представить совершенным во Христе Иисусе»?
Для ответа на эти вопросы авторитетные толкователи используют аналогию со школьным образованием. Есть ученик, есть преподаватель, задача преподавателя состоит в том, чтобы дать знания и подготовить ученика к успешной сдаче экзамена. Так и здесь: задача апостола Павла состоит в том, чтобы на конечном Суде каждый человек смог дать надлежащий ответ и не был осужден. Аналогичные рассуждения толкователи используют и при размышлении о совершенстве во Христе Иисусе. Совершенный, или, иными словами, абсолютно готовый к экзамену, ученик — тот, кто освоил всю программу, кто прекрасно овладел теоретическими и практическими навыками. С содержательной стороной ученических навыков все понятно, они зависят от изучаемого предмета. А какие знания и умения подразумевает совершенство во Христе Иисусе? Впрочем, со знаниями тоже все ясно: это Евангелие и вообще учение Церкви. А вот с навыками дело обстоит не так просто. Святитель Феофан Затворник полагал, что речь здесь идет об осознании «своей безответной виновности перед Богом», о покаянии и о том, чтобы иметь решимость всеми силами стараться исполнять Христовы заповеди.
Здесь, как и в случае с абсолютно готовым к экзамену учеником, важны не только собственные усилия, но и нечто такое, что невозможно вполне корректно определить одним словом, но можно постараться сделать это описательно: ученик никогда не достигнет совершенства в изучаемом предмете в том случае, если у него не будет внутреннего расположения к тому, что он изучает. К примеру, невозможно достичь совершенства в истории, если душа не лежит к чтению исторических книг, а память не способна удерживать многочисленные имена и даты. Совершенство невозможно без любви к изучаемому предмету. Так и в случае с совершенством «во Христе Иисусе»: оно невозможно без любви. А любовь, как известно, дар, о котором необходимо заботиться, о котором необходимо молиться. Получается, что апостол Павел своими словами подвигает нас в первую очередь к этому — в молитве о ниспослании дара совершенной любви ко Христу Спасителю нашему и Богу.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема