Фриду Вигдорову, советскую журналистку и писательницу, сегодня знают и помнят, наверное, не многие. Между тем, в 40-50-е годы ХХ века её статьи о проблемах школы и воспитании детей постоянно публиковались в «Комсомольской правде» и «Литературной газете», и вызывали большой читательский интерес. Детской и педагогической проблематике посвящено и большинство художественных произведений Фриды Вигдоровой. Например, повесть под названием «Это мой дом», впервые напечатанная в 1957 году. В 2019-м издательство «Детская литература» выпустило переиздание замечательной и незаслуженно забытой книги.
Собственно, детской назвать повесть было бы не совсем правильно. Это — часть трилогии, которую автор задумала как своеобразное продолжение «Педагогической поэмы» Макаренко — книги, которая в своё время произвела на неё огромное впечатление. Так что и дети, и взрослые читатели найдут для себя в повести Фриды Вигдоровой много интересного и поучительного.
Кстати, главного героя своей книги, молодого человека по имени Семён Карабанов, писательница тоже позаимствовала у Макаренко. В её произведении повзрослевший воспитанник прославленного педагога сам становится воспитателем и директором детского дома. Стоит отметить, что автор была хорошо знакома с реальным прототипом героя, так что повесть «Это мой дом» во многом основана на документальных событиях и фактах.
А начинается она с того, как Семён Карабанов со своей женой Галиной, тоже воспитателем, приезжают в украинское село Черешенки, где только что открылся новый детский дом для детей-сирот. Пока это лишь три бревенчатых барака посреди чистого поля. Но супруги-воспитатели полны решимости вместе с ребятами превратить их в такое место, где каждому будет тепло и уютно.
Повесть Фриды Вигдоровой «Это мой дом» стилистически оформлена как дневник или записки главного героя, в которых он подробно излагает самые разные события и происшествия, размышляет о своих воспитанниках и о себе самом, делает любопытные выводы. И мы видим, как дети и взрослые постигают важную науку заботы, любви, прощения, терпения и самоотверженности. Как директор, Семён Карабанов и его жена Галина учатся по-настоящему любить осиротевших ребят, чтобы стать им не только наставниками, но и родными людьми. Как, переживая вместе горе и радость, дети и их воспитатели постепенно становятся большой дружной семьёй.
В книге Фриды Вигдоровой читатели обнаружат немало интересных педагогических находок. А ещё в ней много смеха, улыбок, счастливых детских глаз. И любви, благодаря которой в один прекрасный день детский дом станет просто домом. И каждый из воспитанников сможет сказать о нём словами из заголовка книги: «Это мой дом».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.