Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 5-25. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 5-25

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как зачатие и рождение Иоанна Крестителя было предсказано его отцу. Историю о сомнении и силе Божией, которая торжествует вопреки человеческой немощи.

Захария, отец Предтечи, был священником и много лет жил со своей женой Елисаветой в праведности и благочестии. При этом, как ни странно, они были бездетны. Современного читателя этот факт ничуть не удивляет. Что же тут странного, спросит он? Но дело в том, что для традиционного иудейского сознания это было просто чем-то немыслимым! Бесплодие осмыслялось в этой традиции как наказание за грехи, в то время как евангелист недвусмысленно пишет, что они были праведными и поступали по всем заповедям и уставам Господним, непорочно. Для кого-то это может стать примером очередной библейской непоследовательности, но на самом деле это пример того, что у Бога о каждом человеке свой промысел и он может торжествовать в его жизни вопреки чему бы то ни было.

Из вступления мы узнаем, что Захария как священник должен был в определенные дни приходить и служить в Иерусалимском храме. Однажды в эти дни ему выпал жребий совершать особое богослужение в той части храма, которая называлась Святая Святых. Уже здесь стоит остановиться и сказать, что выпавший жребий мог показаться случайностью для людей, но он совершенно не был случайностью для Бога, который вел Захарию к некоторому особенному религиозному опыту, опыту встречи.

Итак, Захарии, который совершает каждение, является ангел, от чего он переживает страх и смущение. Не бойся, — слышит священник, — ваши молитвы услышаны, Елисавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанн. Описывая его сына пораженному Захарии, ангел говорит о нем как о великом пророке и фактически называет его предтечей, который будет готовить народ ко встрече с Господом.

Однако в ответ ангел, слышит не радость, но сомнение. Захария говорит: по чему, то есть по какому знаку, я это узнаю? Фактически он говорит вестнику Божиему: чем ты мне это докажешь? Собственно, доказательством оказывается его немота, которой он наказан за то, что не поверил. Вся эта история имеет явную параллель, которая может вызвать недоумение. Через некоторое время Гавриил, который являлся Захарии, явится Марии и откроет ей еще более поразительную весть — она станет матерью Сына Божьего. Можно вспомнить, что Мария в ответ на слова о зачатии так же выразила сомнение. Она сказала: как это будет, ведь я мужа не знаю. Отвечая Марии, Гавриил объясняет происходящее и никакого наказания за свое сомнение она не несет.

Почему же ответ на человеческое сомнение может быть таким разным? В чем причина?

На самом деле ответ очевиден. Мария беспокоилась о том, как именно это произойдет, но не сомневалась в том, что событие случится. В то же время, Захария сомневался в самом событии, как будто не помнил вовсе историю праотца Авраама и не верил во всемогущество Божие. И именно поэтому Мария, после встречи с благовестником, становится благовестницей сама, в то время как Захария лишается возможности говорить, потому что тот, кто сомневается в Боге говорить о нем не должен.

И все же сегодняшняя история ни в коем случае не про наказание. Она про надежду и любовь Божию, которая все покрывает. Рождением в Писании часто называется не только физический процесс появления на свет, но и процесс духовный. Многие люди, несмотря на старания, ощущают себя людьми духовно бесплодными. Наверное, такие мысли посещали каждого. Мы стараемся верить, но жить по-христиански у нас не всегда получатся. Сегодняшнее Евангелие обращено именно к нам. Услышав его и сопоставив путь Захарии и путь Марии, мы должны понять: возможно сомневаться в деталях пути по которому мы идем, но не стоит сомневаться в Боге, который нас любит и готов устроить нашу жизнь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!