
По правде говоря, я не понимаю людей, которые рассказывают, как они ненавидели в детстве школу. Когда я училась - случалось всякое. Но для меня школьные годы, особенно в старших классах, действительно были чудесными, как в песне поётся. И во многом это благодаря нашей классной руководительнице. Она всегда была снисходительна к нашим шалостям, уважала наши потребности. Мы частенько после уроков оставались в её кабинете: играли в различные игры, слушали музыку. Она была Учителем с большой буквы: мы любили и уважали её, не хотели с ней расставаться.
Прошло 20 лет. И мне непонятно, почему мои одноклассники теперь совсем не навещают нашу учительницу. Когда я бываю в родном городе, я стараюсь к ней заехать, и она всякий раз очень мне рада! Жизнь у неё непростая: ухаживает за лежачим мужем после инсульта. И признаётся, что ей иногда хочется просто услышать человеческий голос: муж не видит, не слышит и не говорит...
Сколько раз я пыталась достучаться до своих одноклассников: звонила, писала в чаты и личные сообщения. Уговаривала, стыдила, почти умоляла. Но всякий раз будто натыкалась на прозрачную стену. Мне так хотелось вразумить своих однокашников, воззвать к их совести и заставить заботиться о нашей старой учительнице!
Меня эта ситуация просто выводила из себя. Я злилась, негодовала, возмущалась и расстраивалась. Пока мой друг (тоже бывший одноклассник, кстати) не сказал мне: "Успокойся. Они - не ты. Не пытайся перевоспитать взрослых людей. Пока они сами не поймут необходимость этой заботы, твои слова для них будут пустыми. Ты будешь для них лишь надоедливой занудой, слушать которую никто не станет".
Как говорил святитель Иоанн Шанхайский: "Любовь – это единственное, чего нельзя требовать. Можно плакать, когда её нет, и радоваться, когда она есть. Люди ошибаются, требуя любви". Действительно: я не имею права ждать от других людей любви, внимания и чуткости. Нельзя упрекать их в невыполнении заповедей или в неготовности к подвигам. Я могу требовать выполнения их только от самой себя и больше ни от кого. "Делай что должно и будь что будет" - это древнее правило, как нельзя больше подходит для подобных ситуаций.
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











