
Одна из историй Нового Афонского патерика рассказывает о монахе Кирилле Карейском. Как-то раз он вышел во двор своей хижины и вдохнул свежий утренний воздух. Отец Кирилл уже много лет жил на Афоне, но каждый день как будто заново ощущал его удивительную атмосферу молитвенной тишины.
Вдруг отца Кирилла словно обухом по голове ударили: до его слуха донеслись бранные, богохульные слова! Монах не верил своим ушам – кто здесь, на Святой Горе, может так грубо говорить о Христе и Пресвятой Богородице?!
Отец Кирилл пошёл в том направлении, откуда раздавались голоса и грубый смех; оказалось, что это общались между собой рабочие из Афин, валившие лес неподалёку от кельи отца Кирилла.
Увидев монаха, лесорубы недовольно замолчали. «Ну, сейчас начнёт проповеди читать», - подумал, наверное, каждый из них. Но отец Кирилл не собирался этого делать. Обливаясь слезами, он встал на колени и стал умолять рабочих больше не сквернословить.
Лесорубы растерялись. Они ожидали совсем не этого! Сами едва не плача, они бросились поднимать с коленей пожилого монаха.
«Отец, ну что ты, в самом деле! Ну, прости ты нас, ради Бога, обещаем - больше мы никогда и слова бранного не произнесём!», – говорили рабочие.
Расстались они с монахом друзьями. С тех пор потрясённые поведением отца Кирилла, лесорубы тщательно следили за собой и, вместо того, чтобы сквернословить, читали про себя молитвы.
А старец Кирилл Карейский объяснял такую перемену очень просто: «Не нужно ругать и обличать людей, - говорил он. – Этим ничего не добьёшься. А вот смирением и добротой можно в одну минуту тронуть сердце человека и пробудить в нём благочестие».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











