Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Жители Галатии — римской провинции центральной области Анатолии (нынешней Турции) — происходили от восточных кельтов (галлов), переселившихся с Балканского полуострова в III веке до Р.Х. Апостол Павел, проповедавший этим европейским переселенцам, был удивлён теплоте и радушию, с которыми был принят — несмотря на плохое самочувствие самого апостола. Через какое-то время Павел узнаёт, что с той же лёгкостью, с которой они слушали его, галаты послушались и других проповедников, возвещавших принципиально иное в сравнении с учением Павла: что только обрезание и соблюдение закона Моисея является абсолютным условием спасения во Христе. В то время среди апостолов ещё не было единого мнения о степени соблюдения требований иудаизма новообращёнными язычниками — что и послужило причиной конфликта. В словах апостола, которые мы сейчас слышали, сквозит искреннее недоумение: как же могло так получиться, что вы засвидетельствовали свою искреннюю любовь ко мне — всё время относились с таким благоговением, почтительностью и заботой, как если бы перед вами был Сам Иисус Христос — но вскоре забыли обо всём и увлеклись прямо противоположной проповедью? Апостол использует очень сильный образ долгих и мучительных родов — когда уже давно было бы пора родиться ребёнку, но всё никак не получается. Галатам критически не хватает с одной стороны, полного доверия Богу, с другой — духовного иммунитета к любым авторитетам. Если попробовать охарактеризовать состояние галатов современным языком, то их отношение — инфантильное, незрелое, безответственное, они легко увлекаются — но не имеют глубокого корня для устойчивости.
Перед нами — одна из проблем, с которой постоянно сталкиваются приходящие ко Христу. Потому что христианство — самая «взрослая» религия, которая ожидает от человека готовности вдумчивого и зрелого принятия решений без попытки переложить ответственность на какой бы то ни было внешний авторитет. Отсюда становится понятным, почему галатам было проще принять чёткие, выверенные веками правила жизни и обряды иудеев — где всё до мелочей было регламентировано Законом Моисея — даже при том, что для этого были неизбежны большие перемены в их образе жизни. То, что вкладывал в умы и сердца галатов апостол Павел, требовало не формального подчинения уже проторенной дорожке, а самостоятельного движения вперёд с осознанием полной внутренней свободы. И то, с какой лёгкостью галаты отвернулись от этой свободы, искренне возмущает апостола.
Но свобода, к которой призывает апостол — это вовсе не беззаконие и вседозволенность. Свобода во Христе — это готовность самостоятельно реализовывать в своей жизни не собственные, а именно евангельские идеалы, сообразуясь с временем и местом. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» — говорит апостол Павел не только галатам, но и каждому из нас.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.