Гал., 202 зач., II, 11-16; Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — интереснейший эпизод из самых ранних апостольских времен, а именно — столкновение между двумя апостолами: Павлом и Петром. Причина конфликта — двойственная позиция Петра в вопросе о необходимости соблюдения закона Моисея для принимавших христианство язычников. Находясь в Антиохии, Петр не навязывал вчерашним язычникам жёсткие требования, которым строго следовал всякий иудей — и прежде всего в вопросе чистой или нечистой пищи. Апостол Петр прекрасно помнил о данном ему откровении от Бога — что очищенное Богом — никак не может быть более нечистым.
Но стоило появиться сторонникам другого апостола — Иакова, строгого ревнителя сохранения иудейской традиции для любых христиан — Петр начал избегать контактов с христианами из язычников. Причина такого малодушия вполне понятна: кому охота прослыть либералом, тем более в среде фундаменталистски настроенных евреев? Именно за это лицемерие Петр и получает жёсткую отповедь со стороны Павла: ведь не только сам Петр вводит в смущение свежеобращённых язычников, но и его спутники и друзья, которые во всём стремятся подражать первоверховному апостолу!
Вскоре этот вопрос станет основной темой для первого апостольского собора, на котором и будет принято решение: ограничить весь объем требований Закона Моисея по отношению к обращающимся язычникам всего несколькими пунктами: избегать блуда, не есть идоложертвенной пищи и удавленины, и главное: не делать другим того, чего самим себе не хотят. Всё же остальное, что привычно воспринималось иудеями как абсолютная, неотъемлемая составляющая их веры — включая обрезание — признавалось более не нужным.
Чему учит нас эта апостольская история? Очень важному навыку: не бояться кризисов — ведь в каждом кризисе обязательно скрыто зерно новых смыслов, новых отношений, новых горизонтов!
Батюшка, благословите. Анна Жарая
Всегда ли благословение священника гарантирует непременный успех в начинаемом деле? Пожалуй, это иллюзия и большое заблуждение. Благословение, безусловно очень важно, но смысл его в другом...
В моей жизни был один очень показательный случай. Я отправилась на очередное собеседование в поисках новой работы: приехала в школу, куда собиралась устраиваться. После собеседования мне была назначена стажировка у детей, с которыми предстояло работать. Прямо в этот же день. У меня оказалось несколько свободных часов. И я решила прогуляться по окрестным улицам.
В моих глазах стояли слёзы радости — так понравилась эта школа! Я была уверена, что желаю и мечтаю там работать.
Рядом со школой я заметила небольшой храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. Зашла внутрь, и, чудесным образом, попала сразу на молебен. Я молилась о своей новой работе и просила Господа о том, чтобы ситуация с моим трудоустройством скорее разрешилась в лучшую сторону. Но на самом деле, я знала, какого именно решения хочу — я желала работать именно в этой школе, где только что была на собеседовании.
По окончании молебна, подошла к священнику:
— Батюшка, благословите! У меня через час стажировка в соседней школе.
— Бог благословит, — с улыбкой ответил он, осенив меня крестным знамением.
Затем я вернулась в школу, где дальше стали происходить какие-то необъяснимые вещи. Дети, которых я ещё 2 часа назад видела спокойными и послушными, в одно мгновение стали вдруг неуправляемыми. Всё пошло абсолютно не так, как я предполагала. Находиться в классе было невыносимо тяжело даже при абсолютной тишине и порядке. Я поняла, что работать здесь не хочу. Прокручивая в голове разные мысли, я пыталась понять — в чем же причина этой перемены? Что произошло?
Я отказалась от этой работы... Но сама продолжала думать. Как и почему произошла такая перемена с плюса на минус в течение нескольких часов того дня?
Причиной той самой перемены, я считаю, оказались молитва и батюшкино благословение.
Конкретно в моем случае Бог разрешил ситуацию не так, как мне хотелось, а так, как оказалось лучше для меня же самой. Я нашла работу, которая мне гораздо лучше подходила по многим параметрам.
С тех пор, я не рискую ничего начинать без благословения священника. Благословение — напутствие самого Господа. Прося благословение, человек призывает на помощь Бога и просит Его участия. И я твердо верю, что происходящее дальше будет точно на пользу моей душе.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Традиции празднования Успения Богородицы на Кипре
В церковном календаре есть несколько больших праздников, посвященных Пресвятой Богородице. К таковым относится, например, Успение Божьей Матери. Совершая празднование Успения Девы Марии, мы вспоминаем Ее земную кончину, а также связанное с ней чудо. Согласно церковному вероучению, Богородица вознеслась на Небо не только душой, но и телом. И теперь молится за нас перед Престолом Божиим. Успение Богородицы — один из наиболее почитаемых церковных праздников в нашей стране. На территории России существует большое количество храмов, освященных именно в честь Успения. Один из главных храмов нашей Церкви, Патриаший кафедральный Успенский собор Московского Кремля, как вы уже догадались, посвящен событию Успения.
В настоящее время Успение Богородицы Марии празднуется у нас 28 августа по новому стилю. В тех Православных Церквях, что живут не по старому календарю, как наша, а по новому, празднование Успения совершается 15 августа. Так происходит, например, в Кипрской Православной Церкви. Успение Богородицы — один из главных праздников для православных киприотов. Дело в том, что исторически Кипр непосредственно связан с личностью и служением Девы Марии. После Вознесения Христа на Небо Богородица, как и апостолы, отправилась в путешествие с целью проповеди учения Спасителя. Одним из мест, где Она хотела побывать, был остров Кипр.
В настоящее время на Кипре Успение Богоматери является официальным выходным днем. Главные торжества праздника проходят в Киккском монастыре. Киккский мужской монастырь является главной монашеской обителью острова и расположен в его западной части. По своему значению Киккский монастырь сравним с нашей Троице-Сергиевой Лаврой. Полное его название — «Священный царский монастырь Киккской иконы Божией Матери». Здесь хранится одна из главных святынь Кипрской Церкви — Киккская икона Богородицы, написанная по преданию апостолом Лукой. Здесь же проходят главные успенские торжества.
Ежегодно к 15 августа в Киккский монастырь съезжается несколько тысяч православных киприотов. Все они стремятся принять участие в торжественном ночном богослужении, посвященном празднику Успения. Наиболее впечатляющим моментом службы является крестный ход, во главе которого несется плащаница — вышитая икона с изображением усопшей Богородицы. По традиции по окончании шествия киккские монахи встают с плащаницей перед входом в главный храм обители и все участники крестного хода проходят под ней, тем самым получая благословение Божьей Матери.
В день Успения рядом с Киккским монастырем и иными монашескими обителями, посвященными Богородице, проходят ярмарки традиционных для Кипра товаров. На них можно, например, купить отличные овощи и фрукты, а также различные сладости. Успение также считается на Кипре праздником добра и милосердия. Все православные киприоты стараются в этот день подражать Богоматери, оказывать помощь и проявлять понимание по отношению ко всем окружающим. На острове шутят, что в день Успения даже полицейские не выписывают штрафов. Довольно часто такая шутка соответствует действительности, хотя киприоты народ честный и никогда успенской добротой служителей закона не злоупотребляют.
Все выпуски программы Вселенная православия
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова