1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Сегодняшнее чтение- часть большого рассуждения апостола Павла о том, как именно необходимо воспринимать апостолов, если они потрудились в одном месте и у каждого появились свои ученики.
Начинает он с того, что подчеркивает роль и место апостольства, а вместе с ним и всякого пастырства в церкви. Каждый должен видеть в нас служителей Христовых и домостроителей таин Божиих, — говорит он.
Стоит вспомнить, что некоторые в общине Коринфа называли себя павловыми, а некоторые апполосовыми или кифиными. От этой мысли апостол приходит в великое возмущение и восклицает: разве Павел распялся за вас? И это действительно всегда важно помнить. Случается так, что приходя в дом к верующим, священник видит в доме не мало икон различных святых, но не видит иконы Христа. В иконах святых нет ничего плохого, но в центре всего должна быть икона Спасителя. С любовью относясь ко всему и всем, что есть в Церкви, важно помнить, что все это существует вокруг Христа, все основано на Нем и должно приводить к Нему. Напоминая об этом апостол говорит, что все они, все кого так почитают люди, служители Христовы, то есть все есть только помощники на пути ко Христу. Само спасение с глубокой древности называлось тайной или таинством Христа, потому что спасаемся мы не просто приняв некоторый строй мысли или принцип жизни, мы спасаемся будучи таинственно восприняты в Тело Христово получив второе духовное рождение в крещении. Они строители Церкви, дома духовного, который, по слову апостола Петра, строится из живых камней.
Что же требуется от строителей? Апостол говорит просто: чтобы каждый оказался верным, то есть познал свою роль именно как роль строителей Церкви Христовой, будучи предан ее основателю. От строителей не требуется быть еще одним основанием, не требуется строить свой отдельный дом. Ничего подобного. Все они трудятся над одним домом и все остаются верны своему призванию.
Далее апостол указывает Того, на Кого он в своей проповеди ориентируется, на чей суд выносит все, что делает и говорит. Этим судьей оказываются вовсе не люди, мнением которых он не очень дорожит, но Бог, который знает все.
Слова апостола могут показаться очень разкими и даже пренебрежительными. Однако он не говорит, что мнение людей не интересует его вообще. «Для меня мало значит» говорит он, не столько умаляя мнение учеников, сколько возвеличивая в их глазах мнение Бога.
Нельзя сказать, что верность Христу предполагает совершенное пренебрежение мнением людей, ведь Сам Господь говорил, что наши дела должны светить другим людям так, чтобы они прославляли Отца Небесного. Кроме того, мы должны понимать в каком контексте звучит наша проповедь, как могут быть поняты слова, которые мы говорим... Все это делает важным мнение окружающих людей, и в ориентации на него нет проблемы. Проблемы начинается тогда, когда мы забываем, что главный ориентир и судия наших действий Бог. И если наши добрые дела творятся не ради Него, а ради славы, этого могут не заметить люди, но всегда будет знать Он. И если призывая людей ко Христу, мы на самом деле призываем их к себе, суть наших поступков не окажется незамеченной.
Мы живем в обществе и для нас важно, какими мы престаем перед людьми. В этом нет преступления, но при одном условии, совершая те или иные поступки, мы должны приносить их на Божий суд, думая о том, какими мы предстанем перед Ним.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.