Святой Филит жил во втором веке. Он был знатным сановником при дворе императора Адриана. Но правитель начал преследовать христиан. Филит открыто исповедовал свою веру, был схвачен вместе со всей семьёй и предстал перед судом. Император отправил Филита с женой Лидией и сыновьями Македоном и Феопрепием в отдалённую область Иллирию, современную Хорватию. Он приказал местному военачальнику Амфилохию пытать мучеников и силой вырвать у них отречение. Но христиане проявили невиданную силу духа. По преданию, ночами Филита и его родных укреплял Ангел Божий. Один из свидетелей их подвига, начальник тюрем Кронид, принял христианство. За это его самого бросили в темницу. Даже военачальник Амфилохий был поражён верой семьи Филита. Он тоже уверовал во Христа и с молитвой вошёл в котёл с кипящим маслом, где пытали мучеников. Случилось чудо, Амфилохий остался жив. В Иллирию прибыл сам император, но и ему не удалось заставить христиан отречься. Филит, его семья, и другие мученики приняли смерть, прославляя Господа.
Феодоровская икона Божией Матери в истории династии Романовых

Феодоровская икона — святыня для царского дома Романовых. С ней связано восхождение на престол первого царя из этой династии. Жизнь шестнадцатилетнего Михаила и летопись чудотворного образа пересеклись в 1613 году в Костроме. Феодоровская икона с тринадцатого столетия пребывала здесь в Успенском соборе, а молодой боярин в Смутное время укрывался в Ипатьевском монастыре от преследования польских интервентов.
Михаил жил в обители вместе с матерью, инокиней Марфой. Здесь они получили весть о том, что Московский земский собор призывает юношу возглавить государство. Романовы осознавали всю меру ответственности. К тому же Марфа тревожилась о безопасности сына. Она долго молилась перед Феодоровской иконой в Успенском соборе. Предание сохранило слова инокини, обращенные к Божией Матери перед Её чудотворным образом: «В пречистые руки Твои, Владычица, я предаю чадо своё! Яко же хочешь, устрой полезное ему и православному Отечеству!». Перед чудотворным ликом инокиня благословила Михаила на царство.
С того времени костромской Ипатьевский монастырь считается колыбелью царственного дома Романовых. А Феодоровский образ Богородицы стал одной из главных святынь императорской фамилии. По имени иконы отчество Фёдоровна получили многие иностранные жёны русских императоров. Его восприняли царственная страстотерпица Александра, супруга царя-мученика Николая Второго и её сестра, священномученица великая княгиня Елизавета.
В честь Феодоровского образа Божией Матери называли храмы, в которых молились члены императорской династии. Например, церковь в Царском селе, современном городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Она считалась приходом семьи императора и была известна как Государева. Феодоровским стал и Санкт-Петербургский собор, построенный в начале двадцатого века к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции 1917 года уцелевшая часть царской семьи оказалась заграницей. В изгнании Романовы не утратили благоговейного отношения к Феодоровской иконе. В 2008 году в честь неё освятили часовню на Александровском подворье Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Потомки царской династии Романовых по-прежнему чтят святыню, под сенью которой начался значимый период русской истории.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Шестоковская икона Божией Матери

Шестоковская икона Божией Матери была явлена в Москве в середине восемнадцатого века. Чудо произошло в доме дворянина Николая Скрипицына. Здесь проживала душевнобольная женщина. Однажды она поведала домочадцам странный сон. В ночном видении ей открылось, что в печной трубе спрятана икона Божией Матери. Рассказу женщины не придали значения. А через несколько дней на печной шесток — площадку под дымоходом, выпал холщовый свёрток.
Это был завернутый в тряпицу образ Богородицы. Неизвестный иконописец изобразил Пречистую Деву Владычицей Небесного Царства, с короной на голове. Коронованным он написал и сидящего на руках у Матери Богомладенца.
Икона некоторое время хранилась в доме Скрипицыных. А в 1779 году глава семейства построил в родовом имении Шелдомеж в Тверской губернии каменный храм в честь Воскресения Христова. И поместил под сводами этой церкви обретённый на печном шестке образ Богородицы. Икону стали называть Шестоковской, а по месту пребывания — Шелдомежской. Царица Небесная не раз являла верующим Свою милость по молитвам перед святыней. Во время эпидемий Шестоковский образ крестным ходом обносили по округе, и болезни отступали.
В 1884 году икону из села Шелдомеж официально прославили как чудотворную. В честь неё в Воскресенском храме освятили дополнительный придел. При церкви был основан женский монастырь.
Эту обитель разорили безбожники после революции 1917 года. Чудотворная икона оказалась в частной собственности. До наших дней сохранился старинный список Шестоковского образа Небесной Заступницы. Помолиться перед ним можно в храме Рождества Христова в городе Кашин Тверской области.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов