Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 1-12

Слова Христа в отрывке, который только что прозвучал, направлены против страсти любоначалия. В переводе со славянского языка это означает властолюбие или же просто желание первенствовать, властвовать. Этот порок был весьма распространен в среде иудейской религиозной элиты того времени. И Господь перечисляет его симптомы, которые были налицо. Фарисеи и книжники чрезмерно любили быть первыми на разного рода собраниях, требовали к себе уважения и разного рода почестей, и даже при помощи внешнего вида подчеркивали исключительность и особый статус своей персоны. Как говорит Спаситель, «расширяли хранилища и увеличивали воскрилия одежд». Хранилища — это повязки с кожаными ящичками, в которых хранились слова из Закона Моисеева. Иудеи крепили их при помощи ремешков на свой лоб и левую руку при молитве. Особо ревностные носили их весь день. Воскрилия, или по-еврейски, цицит — еще один ритуальный элемент. Это кисти с голубыми нитями по краям верхней одежды, которые должны были напоминать еврею о заповедях Господних. Фарисеи старались увеличить эти ящички с выписками из закона, а также кисти до невероятных размеров, указывая тем самым на свое особое благочестие и подчеркивая за счет этого свою значимость. От одержимости этим пороком Господь и предостерегает Своих учеников. Именно в этом контексте и следует понимать Его призыв никого не называть отцом и самим не называться учителями и наставниками. Это не запрет на использование определенных слов, применительно к себе и окружающим, это предостережение от определенного состояния души, того сердечного расположения, в котором находились книжники и фарисеи.
Не следует думать, будто недугом любоначалия были заражены только представители религиозной элиты времен Христа. Любоначалие — это универсальная человеческая болезнь. Замечательная иллюстрация того, как она действует в человеке — сказка Пушкина о золотой рыбке. Старуха, которой все мало, которая не может довольствоваться тем, что имеет, яркий пример одержимости страстью любоначалия. Что же касается нас: если мы любим учить, когда нас не просят, вмешиваться в дела, которые нас не касаются, командовать над теми, кто не является нашим подчиненным, навязывать свою мнение окружающим, — это сигнал того, что в нашей душе обосновался дух любоначалия. И встречается этот порок, увы, довольно часто. Не случайно наряду с такими распространенными недугами как праздность, уныние и пустословие любоначалие упоминается в молитве Ефрема Сирина. Христиане читают ее ежедневно Великим Постом, прося Бога избавить их среди прочего и от склонности к этой немощи. Однако помимо молитвы Господь сегодня предлагает еще один рецепт: тот, кто из вас претендует на первенство, должен стать всем слугой, потому что кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Именно так действовал, и Он Сам: ради нас стал простым человеком, претерпел унижение, позорную смерть на кресте, подарив таким образом людям избавление от смерти и радость Своего Светлого воскресения.