2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

Многие сегодня хотели бы поговорить с апостолом Павлом и почитали бы за Великую честь, если бы он написал нам письмо или решил прийти к нам в дом. Но в сегодняшним чтение мы слышим, как апостол буквально уговаривает коринфян послушать его... Впрочем, наш интерес значительно поубавился бы, если бы апосто был для нас не просто великим человеком из прошлого, но ревностным обличителем наших пороков... Если бы в посланиях мы читали не только восторги о наших духовных победах, но и сетования о наших поражениях... И призывы вернуться на путь истины. Именно поэтому находились те, кто сомневался в правомочности таких Его писем, будто бы спрашивая: какое право имеет этот проповедник, писать нам такие письма.
Однако апостол не унывает, и даже благодушествует «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа». Правда, это последнее условие и является самым главным. Благодуществовать в том, что явно связано болью и трудностями возможно, только если ты по совести чувствуешь, что терпишь все это ради ценностей, которые выше, чем твой комфорт. Для апостола очевидно из собственного опыта, что когда он немощен — он по-настоящему силен, потому что в человеческой немощи открыается место силе Божией. Перед лицом Коринфян апостол так же был немощен, но верил, что когда его силы иссякнут, вместе с ним будет действовать распятый и умерший, но все победивший и воскресший Христос.
Обращаясь к общине своих учеников, к тем, кого он привел ко Христу и понимая что среди них есть люди очень разные, он испытывает знакомое многим родителям бессилие. Дети, для которых еще вчера ты был главным и непререкаемым авторитетом, сегодня сомневаются в том, что ты вообще способен здраво рассуждать и подвергают сомнению практически все, что слышат.
Какой же выход находит апостол? На что считает важным указать?
Он предлагает очень интересный и, по-видимому, единственно верный путь. Коринфяне, пишет он, — «я ищу не вашего, а вас». Не самоутверждения, потому что считаю свою точку зрения априори верной... Не власти над вами, не денег или чего-нибудь подобного, я ищу вас! То есть стремлюсь к вашей пользе и вашему спасению!Задумываясь над тем, как выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают, будем помнить эти слова апостола Павла. И если мы хотим доверия и открытости, если хотим, чтобы нас слышали, мы не должны использовать людей, но всегда искренне стремиться к их благу и спасению.
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда люди приходят в Церковь и стремятся к добрым плодам христианской жизни, они понимают, что со своей стороны призваны к изменениям. При этом свою готовность они обычно формулируют так: «Мы постараемся». Кажется, уже неплохо, если человек готов прикладывать усилия. Но действительно ли стараний может быть достаточно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колоссянами, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Помню, как однажды в храм пришёл мужчина, желающий креститься. Естественно, взрослых без подготовки мы не крестили, и я решил поговорить с ним и объяснить необходимость знания веры и изменения жизни. Перво-наперво я спросил о причинах, которые привели его в храм. Оказалось, что жизнь его совсем не устраивала, потому что то тут, то там в ней возникали проблемы, которые он хотел уладить с помощью Божией. Не скажу, что его удивило, когда я начал говорить ему о необходимости нравственных изменений, и со своей стороны, он сказал, что попробует жить по-другому. Попытается навести порядок в бизнесе, прекратить беспорядочную половую жизнь, расстаться с плохой компанией... К тому, что его попросят попытаться, он был готов. Но вот к тому, что придётся не просто попытаться, а именно навести порядок, он готов не был и был неприятно удивлён. «А, что, если у меня не получится? Мало ли в каких обстоятельствах я окажусь»! — заранее оправдывался он.
О Христе мы, конечно, знаем, что Он общался с мытарями и блудницами. Однако мытарю Закхею сказал о спасении, только когда тот раскаялся и был готов отказаться от нечестно нажитого имущества. Да и женщине, взятой в прелюбодеянии, Он говорит — иди и не греши больше. Христос действительно любит не только праведников, но и грешников, однако Сам Он не совместим с грехом и поэтому в Церковь, которая есть Его тело, не может войти тот, кто продолжает совершать тяжёлые сознательные грехи. Именно поэтому христиане были готовы помогать любому нуждающемуся человеку, но крестили только тех, кто за время подготовки победил явные сознательные грехи. Ведь никто не говорит, я попытаюсь не убивать или не воровать, но не знаю, получится ли! Все понимают, что такие поступки не просто случаются, их совершают вполне вольно. Также вполне вольно человек может вести нечестный бизнес или жить в блуде.
В отрывке из послания Коллосянам, который мы сейчас услышали, апостол предрекает ученикам прославление во втором пришествии Христа. Однако для того, чтобы это прославление их коснулось, они уже должны прекратить развратную, блудную жизнь, а также прекратить всякое греховное обогащение, связанное со взятками и любой другой нечестностью. Со всё большей и большей решимостью апостол говорит ученикам не о том, что они должны будут когда-нибудь позже отказаться от гнева, ярости лжи и прочих признаков ветхого человека. Напротив, он призывает отказаться от привычек ветхого человека уже здесь и сейчас и облечься в нового, живущего по образу Христа. Именно тогда, когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы наладилась его бытовая жизнь, а для того, чтобы начать новые отношения с Богом, всё остальное постепенно выстраивается как должно. От тяжёлых грехов он должен отказаться сразу, с грехами внутренними призван бороться постепенно и здесь то самое «старание» действительно необходимо. Но главное, к чему он призван в своём воцерковлении: перенести центр внимания с решения бытовых проблем на соблюдение заповедей и верность Иисусу Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM











