
«Пророк Иезекииль». Гюстав Доре
В «Символе веры», который содержит основные догматы православного вероучения, есть такие слова: «Чаем (то есть – ожидаем) воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Ветхозаветный пророк Иезекииль ещё в глубокой древности рассказал, как будет происходить воскресение.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о пророке Иезекииле и стихотворении Юлии Жадовской «Видение пророка Иезекииля». Место действия — поселок вблизи вавилонского города Ниппур (на территории современного Ирака). Время действия – 6 век до Рождества Христова.
В 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. С первым же караваном пленных иудеев в Вавилонию был уведён и двадцатипятилетний Иезекииль, сын священника. Примерно через пять лет жизни на чужбине Иезекииль впервые получил откровение и услышал голос Бога. Господь сказал Иезекиилю, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять еврейский народ. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля, а его дом неподалёку от вавилонского города Ниппур стал местом, где иудеи собирались беседовать о вере и слушать загадочные речи пророка.
Одно из видений Иезекииля стало сюжетом стихотворения Юлии Жадовской, написанного от лица ветхозаветного пророка.
Однажды Иезекииль пришёл в поле и увидел множество костей…
Божиим духом и Божией волей
Я приведён был в широкое поле, -
И на пространном, пустынном погосте,
Груда на груде, лежали там кости,
Кости людские, покрытые прахом!
И обошёл я всё поле со страхом,
И услыхал я Всевышнего слово:
«Могут ли кости ожить эти снова?»
«Ты это знаешь, о Боже!» - сказал я…
По воле Бога мёртвые люди ожили… Загадочное видение на поле пророк Иезекииль толкует, как обещание Бога возродить Израиль и вернуть евреев из Вавилонского плена. «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их», - сказано в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля».
Юлия Жадовская в своём стихотворении «Видение пророка Иезекииля» тоже приводит это толкование.
Это - Израиль, в тоске безнадежной
Думавший: сгибли мы все неизбежно, -
Мертвы душою и рабством убиты,
В горе умрем мы, Всевышним забыты!..
Но не забыла их Божья любовь, -
Так говорил Вседержитель мне вновь:
«Волю мою передай ты народу,
И возвести ему жизнь и свободу, -
В истине Духом Моим их наставлю,
Буду им в Бога и рабства избавлю…»
Пророчество Иезекииля имеет ещё одно богословское толкование. Задолго до рождения Иисуса Христа через ветхозаветного пророка Бог наглядно показал человечеству, как будет происходить всеобщее воскресение мёртвых при втором пришествии Спасителя.
Русская писательница середины 19 века Юлия Валериановна Жадовская была глубоко верующим и исключительной силы духа человеком. Она появилась на свет с физическим недостатком — без кисти левой руки и слабым от рождения зрением, близкие люди называли её терпеливой страдалицей. Но инвалидность не помешала девушке получить хорошее образование и посвятить себя литературному творчеству. Многие стихи Юлии Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами. Её перу принадлежит немало замечательных строк, среди них - стихотворение на библейскую тему «Видение пророка Иезекииля».
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Историю исхода евреев из Египта знает каждый христианин. Эта история важна для нас не просто как часть библейского повествования, она интересна, в первую очередь, теми уроками, которые мы можем из нее извлечь. Для научения нам нет необходимости самим пытаться увидеть скрытые и неочевидные смыслы, нам достаточно обратиться к апостольским посланиям, в которых содержится все нам необходимое. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке Павел напомнил о некоторых крайне важных уроках библейской книги Исход. Давайте послушаем его слова.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Все вышедшие из Египта люди были равны; книга Исход не говорит, что среди них были какие-то особенные отчаянные грешники, те, кто не достоин жить в Земле Обетованной. Нет, все покинувшие Египет потомки праотца Иакова могли дойти до точки назначения. Однако, как мы знаем, достичь Земли Обетованной смогли лишь два человека из числа рождённых в Египте — Иисус Навин и Халев, сын Иефонии. У этого факта есть своё объяснение и свои духовные причины, истоки которых сокрыты в упомянутых в только что прозвучавшем апостольском отрывке событиях Исхода.
Начался этот отрывок с фразы, которую невозможно понять, если не знать о том, что было написано в начале 10-й главы Первого послания к Коринфянам. Напомню, эта фраза звучит так: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор. 10:5). А начало мысли апостола Павла такое: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1–2). То есть изначально все вышедшие из Египта люди были в одинаковых условиях; они все были свидетелями великих чудес Божиих. Однако реакция людей на эти проявления божественной силы была разной. Увы, но оказалось, что есть и те, кто, помня о событиях Исхода, позволил себе впасть в идолопоклонство, а также иметь непозволительную связь с моавитянками. Страшнее же всего то, что таких людей были не единицы и не десятки, их были десятки тысяч — апостол Павел упомянул двадцать три тысячи человек, наказанных Богом смертью за их грехи.
Конечно, Павел приводит здесь эпизоды истории Исхода вовсе не ради погружения в исследование прошлого. Идея апостола состоит в том, чтобы напомнить христианам о том, что благодать Божия и оказанные нам Богом благодеяния не должны приводить к расслабленности и безмятежности. Не стоит думать, что если где-то в прошлом Бог явным образом помог нам, то теперь у нас какие-то особенные отношения с Богом, позволяющие с пренебрежением относиться к Его заповедям. Нет, напротив, если человек знает о Боге, знает о Его благодеяниях, если человек чувствует, что Бог к нему близок, то это должно означать лишь одно: сугубое внимание к своему нравственному состоянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богослов священник Сергий Булгаков». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском русском религиозном философе, богослове, священнике Сергии Булгакове, в частности, о его размышлениях о Премудрости Божией и догматическом обосновании культуры.
Этой беседой мы открываем цикл разговоров о русских религиозных философах 20 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер