
«Пророк Иезекииль». Гюстав Доре
В «Символе веры», который содержит основные догматы православного вероучения, есть такие слова: «Чаем (то есть – ожидаем) воскресения мёртвых и жизни будущего века».
Ветхозаветный пророк Иезекииль ещё в глубокой древности рассказал, как будет происходить воскресение.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о пророке Иезекииле и стихотворении Юлии Жадовской «Видение пророка Иезекииля». Место действия — поселок вблизи вавилонского города Ниппур (на территории современного Ирака). Время действия – 6 век до Рождества Христова.
В 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. С первым же караваном пленных иудеев в Вавилонию был уведён и двадцатипятилетний Иезекииль, сын священника. Примерно через пять лет жизни на чужбине Иезекииль впервые получил откровение и услышал голос Бога. Господь сказал Иезекиилю, что поставил его стражем дома Израилева, и что теперь он должен слушать Его и через Него вразумлять еврейский народ. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля, а его дом неподалёку от вавилонского города Ниппур стал местом, где иудеи собирались беседовать о вере и слушать загадочные речи пророка.
Одно из видений Иезекииля стало сюжетом стихотворения Юлии Жадовской, написанного от лица ветхозаветного пророка.
Однажды Иезекииль пришёл в поле и увидел множество костей…
Божиим духом и Божией волей
Я приведён был в широкое поле, -
И на пространном, пустынном погосте,
Груда на груде, лежали там кости,
Кости людские, покрытые прахом!
И обошёл я всё поле со страхом,
И услыхал я Всевышнего слово:
«Могут ли кости ожить эти снова?»
«Ты это знаешь, о Боже!» - сказал я…
По воле Бога мёртвые люди ожили… Загадочное видение на поле пророк Иезекииль толкует, как обещание Бога возродить Израиль и вернуть евреев из Вавилонского плена. «Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их», - сказано в ветхозаветной «Книге пророка Иезекииля».
Юлия Жадовская в своём стихотворении «Видение пророка Иезекииля» тоже приводит это толкование.
Это - Израиль, в тоске безнадежной
Думавший: сгибли мы все неизбежно, -
Мертвы душою и рабством убиты,
В горе умрем мы, Всевышним забыты!..
Но не забыла их Божья любовь, -
Так говорил Вседержитель мне вновь:
«Волю мою передай ты народу,
И возвести ему жизнь и свободу, -
В истине Духом Моим их наставлю,
Буду им в Бога и рабства избавлю…»
Пророчество Иезекииля имеет ещё одно богословское толкование. Задолго до рождения Иисуса Христа через ветхозаветного пророка Бог наглядно показал человечеству, как будет происходить всеобщее воскресение мёртвых при втором пришествии Спасителя.
Русская писательница середины 19 века Юлия Валериановна Жадовская была глубоко верующим и исключительной силы духа человеком. Она появилась на свет с физическим недостатком — без кисти левой руки и слабым от рождения зрением, близкие люди называли её терпеливой страдалицей. Но инвалидность не помешала девушке получить хорошее образование и посвятить себя литературному творчеству. Многие стихи Юлии Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами. Её перу принадлежит немало замечательных строк, среди них - стихотворение на библейскую тему «Видение пророка Иезекииля».
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема