
«Это я, бабуль! Ты меня не узнала?» — спрашивает пожилую женщину звонкий девичий голос на другом конце телефонного провода. Фильм южнокорейского режиссёра Чон Дэ Юна, фрагмент из которого мы только что услышали, так и называется: «Это я, бабуль!» Он вышел на экраны в 2010 году, и на русском языке представлен с переводом в виде субтитров. Кстати, с первых же кадров становится понятно, что это — большой плюс. Мы слышим, как герои говорят на своём родном языке, улавливаем малейшие интонации их голосов, чувствуем их эмоции. Девушка, позвонившая пожилой женщине, явно волнуется. Её голос дрожит, он неуверенный и срывающийся. Казалось бы, почему? Ведь это внучка звонит своей бабушке. И бабушка, хоть и не сразу, её узнаёт.
Однако всё не так просто. Ын Ха, так зовут девушку, — старшеклассница из бедной семьи. Она живёт с тётей, которая любит выпить. А у девочки, между тем, нет денег даже на то, чтобы заплатить за обеды в школе. Из-за этого одноклассницы относятся к ней с презрением. Ын Ха страдает от такой жизни. И однажды подруга подаёт ей идею — позвонить какой-нибудь одинокой старушке, представиться внучкой и попросить денег. Та расчувствуется, и, может быть, клюнет на удочку. Мысль кажется Ын Ха не самой удачной, но выбора у неё нет. И вот она набирает номер незнакомой женщины, и неуверенно говорит в трубку: «Это я, бабуль!»
У режиссёра Чон Дэ Юна получился тонкий, проникновенный и трогательный фильм о двух одиноких сердцах, странным образом нашедших друг друга. И именно в простоте его сюжета открывается поразительная глубина. Ведь пожилая женщина — её зовут Ён Чун — сразу поняла, что её обманывают. Но она почувствовала и другое — одиночество и растерянность в голосе Ын Ха. Ён Чун отправляет девочке деньги. А однажды во время очередного телефонного разговора с Ын Ха женщине становится плохо. И девушка, срочно выяснив адрес совершенно чужой ей бабули, вдруг мчится к ней посреди ночи…
На протяжении всего фильма мы наблюдаем за тонкими эмоциональными и духовными переживаниями героев. Порой сомневаемся в искренности Ын Ха — в одном из эпизодов картины героиня даёт для этого серьёзный повод. Но, в конце концов, видим, что и она сама, и её неожиданно обретённая бабушка, способны на раскаяние, прощение, сострадание и милосердие.
Внутренние переживания героев ярко подчёркивает музыкальная тема фильма. Она невероятно проникновенная, и звучит в самых светлых и трогательных моментах — успокаивающе, радостно и светло. Давайте сейчас, в завершение передачи, послушаем небольшой музыкальный фрагмент из картины режиссёра Чон Дэ Яна «Это я, бабуль!» — и слова, пожалуй, больше будут не нужны.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер