1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Помнится я разговаривал с одним священником, который рассказал мне историю о своем близком друге. Это был друг детства, которого он иногда зазывал в храм. Тот из уважения соглашался, иногда задавал вопросы, но сердце его оставалось закрыто. Потом со временем, поддавшись всеобщим разговорам о том, что в церкви все не так, он и вовсе от нее отошел. Дружба дружбой, а совесть совестью, как известно, «невольник — не богомольник». И вдруг через несколько лет в его жизни произошел случай, который показал ему истинную суть Церкви. Показал подлинную, не внешнюю, а внутреннюю ее сторону. Это было похоже на обретение старинной иконы, которую наконец расчистили от многовековых наслоений, увидев истинный замысел художника. Все новостные поводы, которые раньше возмущали, стали скорее печалить, чем вызывать гнев, все они стали вторичными, потому что он наконец пережил встречу со Христом. Конечно, он продолжал знать, что всё это существует, но знал также, что Церковь к этому не сводится и этим не определяется. И вот этот священник рассказывал об удивительной радости, которая посетила его сердце, когда он узнал о возвращении своего друга к Богу. Таких историй, конечно, не мало. Каждый из нас видел родителей, которые радуются тому, что их дети приходят к в храм, супругов, которые, ранее только терпели веру другого, но вдруг открыли для себя Христа и осознали по-новому глубину семейных отношений… Бог разными путями приводит нас к себе, но одно надо знать точно: на небесах бывает много радости, когда грешник приходит к Богу, переживает покаяние и начинает новую жизнь.
В сегодняшнем чтении о такой радости рассказывает нам апостол Павел. Он говорит, что непрестанно благодарит Бога за Коринфян и за ту благодать которая дарована им в Иисусе Христе. Их открытое сердце обогатилось всем и словом и познанием, потому что свидетельство Христово утвердилось в них.
Интересно, что он — апостол и проповедник Евангелия — не говорит «свидетельство о Христе» но говорит «свидетельство Христа» Это может показаться ошибкой, но на самом деле очень верное выражение. Дело в том, что главное Евангелие принес нам Сам Господь Иисус Христос. Он благовестник, потому что в Нём миру открывается возможность новых отношений с Богом. Апостол лишь приносит эту весть нам и приносит так, чтобы мы не имели недостатка ни в каком даровании, так, чтобы мы могли ожидать явления Христова безбоязненно. Но эта полнота даров никак не означает, что мы приходим к Богу самостоятельно. Каждый из нас делает свое дело настолько, насколько он может. Обольщаться и считать себя спасенным настолько же неверно, насколько неверно считать себя совершенно бессильным. Необходимо делать то, что мы можем, понимая, что «утвердить нас до конца» сможет только Христос, чтобы нам быть неповинными в день когда Он придет. И чтобы совершенно утвердить нас в этом, апостол говорит: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Именно эта верность Божия помогает нам не отчаиваться и всегда возвращаться к Нему.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.