
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

В чтении, которое мы слышали вчера, Апостол обращался к Коринфянам с вразумлением и объяснял им почему того, кто был отлучен от общения, необходимо простить и принять с любовью. Цель его была проста: он хотел, чтобы церковь не потерпела ущерба, чтобы не восторжествовали дела сатаны, цель которого разделять и разобщать христиан.
Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим как апостол, мудро устраивающий жизнь коринфян, возносит благодарение Богу за то, что Он дает им возможность торжествовать во Христе. Хотя выражение это очень простое, оно, в то же время, оказывается чрезвычайно глубоким. Христианское единство и мир в общине, против которого борется сатана, создается трудом каждого верующего. Трудом апостола, который наставляет учеников, трудом грешника, который исправляется, трудом простых верующих, которые доверяют ему, прощают и принимают в общение. При этом торжество над лукавым происходит во Христе, то есть в единстве со Христом, в единстве Его тела. Это значит, что труды человеческие оказываются не только человеческими. Миру способствует их единство в Теле Христовом, которому они через Евхаристию становятся причастны. Наконец, над всеми их усилиями стоит Бог, Который дает им победу в ответ на их искреннее усилие.
Кроме того очень важно, что апостол говорит не только о своих трудах, но все время употребляет множественное число. Победа, о которой он говорит — это победа всей общины, которая благословлена Богом.
Именно поэтому он пишет: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих». Приводя новый образ и сравнивая веру с благоуханием, он не говорит, что оно заключается в его проповеди, но употребляет местоимение «мы», то есть считает благоуханием всю христианскую жизнь.
Итак, задумаемся! По словам апостола "мы есть благоухание Христа — потому что мы есть Его тело и наша жизнь в мире — есть жизнь в мире самого Христа. Неслучайно и сам Христос говорит однажды ученикам, что принимающий их, принимает через них и Его самого. Как мы знаем в истории восприятие Христа было разным, но очень часто зависело от того, как именно вели себя Его ученики. Апостол пишет, что для одних христианская жизнь в мире — как приятный запах, который дает жизнь, в то время как для других, он же может быть причиной смерти, не физической, конечно, а духовной, но при этом совершенно реальной.
Итак, перед нами удивительный пример. Жизнь христиан в мире, по крайней мере в том виде, в котором она задумана и благословлена Богом, всегда прекрасна и приносит добрые плоды. При этом есть люди, которые ненавидят христиан и из-за этого отвергают Самого Христа, в следствие чего умирают.
И вот перед нами вопрос: кто повинен в их смерти? Апостол пишет, что он не повреждает письма Христова, но проповедует искренне, как от Бога и перед Богом... Но как проповедуем и ведем себя мы? Мир вокруг духовно деградирует и проще всего обвинить его в грехе и нежелании быть со Христом... И все же, гораздо важнее спросить себя, насколько искренне по-христиански мы живем? И что мы делаем для того, чтобы стать благим примером этому миру?
«Поделиться сокровищем». Игумен Филарет (Пряшников)

В этом выпуске своими светлыми воспоминаниями о том, как обретший веру человек не мог уже жить прежней жизнью и даже старался со всеми делиться тем «сокровищем», которое обрел сам, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
Как лентяй в столб превратился

В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Венёвский краевед

Фото: Alexey Elfimov / Unsplash
Моя подруга любит путешествовать. В Венёве она побывала благодаря местному краеведу, с которым познакомилась в социальных сетях. Её рассказ настолько меня вдохновил, что я захотела поделиться с вами.
Денис Махель родился в 1977 году в Киреевске, но уже больше двадцати лет живёт в другом городе Тульской области — Венёве, на родине жены. За это время он стал исследователем и знатоком этой земли: экскурсоводом и автором путеводителей по городу, председателем клуба краеведов «Венёвский уезд» и руководителем местного Туристско-информационного центра.
Основная профессия Дениса Александровича связана с автоматическими системами и контрольно-измерительными приборами: он окончил факультет кибернетики Тульского университета, начал работать по специальности. А когда переехал в Венёв — заинтересовался историей этого старинного купеческого города. «В детстве я нашёл в доме прабабушки пятикопеечную монету 1888 года и уже тогда захотел стать краеведом», — признаётся наш герой. В 2004-м он создал для музея интернет-сайт под названием «Венёвский уезд». На этой площадке, как позже и в одноимённом клубе, собрались увлечённые единомышленники, которым небезразлична судьба родного города.
Про Венёв, чьё название упоминается в документах, начиная с XIV века, Денис рассказывает с любовью. «У нас сохранилась самая старая каменная постройка в Тульской области — палаты купца Расторгуева, где сегодня краеведческий музей; Николаевская колокольня, которая считается одной из самых высоких в епархии, её высота — 80 метров; и даже собственная Красная площадь».
Махель уверен, что у города большое будущее, поэтому стремится превратить Венёв в развитой исторический город, притягательный не только для туристов, но и для местной молодёжи. По его инициативе восстанавливают местные храмы и купеческие дома. «Красную площадь уже привели в порядок, построили павильон в голландском стиле, воссоздали памятник Александру Второму, отреставрировали Николаевскую колокольню», — перечисляет краевед.
Моя подруга привезла из поездки множество фотографий и целый вечер рассказывала мне о Венёве. «Если бы не Денис Махель, я возможно, никогда бы не узнала об этой жемчужине Тульской земли — сказала она и добавила: — Как хорошо, что в небольших городах живут люди, которые считают делом своей жизни возрождать и сохранять историю ради будущих поколений!»
Все выпуски программы Живут такие люди