Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

23-я глава Евангелия от Матфея полностью состоит из обличения книжников и фарисеев. Она представляет собой обобщение отношения Христа к этим группам людей. Конечно, не к ним самим как к личностям, а к их религиозности. О том, что их практика жизни далеко отстоит от исполнения воли Божией, Христос неоднократно говорил и ранее. Но здесь это сделано, во-первых, принародно, а во-вторых, в крайне ригористичной форме, которая не позволяет понимать слова Христа каким-то иным образом, кроме буквального. В этом смысле 23-я глава Евангелия от Матфея абсолютно уникальна, ни в каких других местах Евангелия нет ничего подобного. Обличительную речь Христа против книжников и фарисеев традиционно делят на три части. В первой части Он обращается к народу, во второй к самим книжникам и фарисеям, а в третьей — к Иерусалиму. Только что мы услышали первый отрывок второй части речи Христа.

После первого «горе вам» следует, пожалуй, самое важное обличение, которое можно считать обобщением всего того, что будет сказано далее: эти люди и сами не входят в Царство Небесное и не дают войти в него другим. О том, каким образом они это делают, говорят последующие слова Христа. В первых трех обличениях Христос использует одинаковое обращение — «книжники и фарисеи, лицемеры». Вообще, первоначально то греческое слово, которое в русском переводе передано как «лицемеры», обозначало актеров, но ко времени Нового Завета значение этого слова расширилось, и оно стало указывать на всех тех, кто кажется чем-то одним, будучи другим.

Вполне понятно, почему Христос называет книжников и фарисеев лицемерами — их внешний облик и их поведение не отражало внутреннего содержания этих людей. Внешне благочестивый и благопристойный вид был лишь некоей маской, за которой скрывалось вовсе не благовидное содержание. Причем зачастую их внешность была маской в прямом смысле этого слова. Так, у них был обычай наносить на свои лица мел в дни поста с тем, чтобы производить впечатление сугубых постников. Того же самого — внешнего — они требовали и от своих последователей. Их поучения не шли дальше всеми видимой формы, они никак не касались собственно духовной жизни и исполнения сути заповедей. Получалось, что они учили тех, кто решал им довериться, внешней стороне религиозной жизни и никогда не касались в своих поучениях смысла этих действий, при этом жизнь фарисеев была настолько глубоко детализирована, что, исполняя предписанное ими, ни о чем ином думать попросту не оставалось времени. А если не думать, если не видеть конечный смысл, то никакие обрядовые предписания не могут к чему-либо привести. Они — пустое, пустой становилась и жизнь тех, кто решал посвятить ее исполнению фарисейских предписаний.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!