Книга пророка Исаии. Глава 37, стихи 33-38. Глава 38, стихи 1-6.
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего".
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.
37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
ГЛАВА 38.
1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря:
3 "о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,
6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Царь Иудеи Езекия был воспитанником пророка Исайи. О жизни и деятельности этого царя говорят сразу несколько книг Священного Писания: Четвертая книга Царств, Вторая книга Паралипоменон и книга пророка Исайи. Применительно к сегодняшнему чтению особо любопытны причины, которые привели к смертельной болезни царя. Эта болезнь была частью общего процесса, который кратко описан в книге Паралипоменон: «оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2 Пар. 32:31). А далее в этой книге рассказ об Езекии оканчивается ссылкой на пророка Исайю: «Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии» (2 Пар. 32:32). Блаженный Иероним Стридонский полагал, что причиной испытания Езекии было то, что после всех его военных и политических успехов, после проведённых им реформ и после необычайных знамений от Бога «превознеслось сердце его». «Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрёт, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его». Возможно, это так. Возможно, что были какие-то иные причины. Здесь интереснее не причины, а следствие. Бог может оставить любого, а почему это происходит в конечном счёте известно Одному лишь Богу. Может оставить и зачастую оставляет. Пример Езекии интересен не причинами, из-за которых произошло то, что произошло, а, в первую очередь, следствиями и реакцией Езекии. Можно было сделать вид, что ничего не произошло, принять свою болезнь без всякого сопротивления и умереть. Можно было вступить в спор и вспомнить о всех своих благих делах, о всех подвигах и о всех, данных Богом, обетованиях. А можно было не доискиваться причин, не говорить о своих заслугах, не впадать в фатализм, а отвернуться ото всех в сторону храма и прибегнуть к Богу в искренней и тёплой молитве. Именно это последнее и сделал Езекия. Как показало дальнейшее развитие событие, именно это действие и ждал от Езекии Бог. Его молитва — в первую очередь акт величайшего смирения великого человека.
Бытие. Глава 13, стихи 12-18.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять сказанное в только что услышанном нами отрывке, необходимо вспомнить, что произошло незадолго до тех событий, о которых он рассказывает.
Как мы помним, патриарх Авраам со всей своей семьей, следуя повелению Божию, переселился в Ханаан. Так раньше называли Палестину. Вместе со своим племянником, которого звали Лот, он ведет образ жизни номада, то есть пастуха-кочевника. Вместе со стадами праотец еврейского народа переходит с места на место в поисках пастбищ и водоемов. Однажды наступает такой момент, когда окрестные пастбища уже не могут вместить себя стада Авраама и Лота. В результате между их пастухами происходят ссоры и даже распри из-за колодцев. В результате праведник решается на серьезный шаг. Они с Лотом должны разделиться, определив границы своих пастбищ. Несмотря на то, что Авраам старше, богаче и влиятельней племянника, и по законам того времени имеет преимущество чести, то есть может на всех основаниях потребовать уважительного отношения к себе и своим людям, взять себе лучшую землю, он отказывается это делать. Авраам уступает Лоту. Дает ему право первым выбирать пастбища. Лот выбирает лучшую часть: землю в окрестностях городов Содома и Гоморры. Писание говорит, что эти территории напоминали райский сад и плодородные земли Египта. Аврааму же приходится довольствоваться менее богатыми пастбищами. Так, жертвуя личными интересами, патриарх сохраняет мир в семье и добрые отношения с племянником.
Нам сейчас трудно представить всю сложность и опасность выбора, который сделал Авраам. Он не просто жертвует, как бы мы сейчас сказали, интересами в своем бизнесе или же личными амбициями. Он отказывается от плодородных пастбищ, которые для пастуха-кочевника являются залогом нормального существования семьи и продолжения рода. Подвергает смертельному риску свою семью. Однако для Авраама лучше умереть, чем нарушить заповедь Божию о добром отношении к ближнему. Естественно, что после этого душу праведника мучают сомнения. «Правильно ли я поступил, — думает он. — Ведь Бог привел нас в эту землю, чтобы произвести от меня великий народ. А вместо этого я сам выбрал путь, который поставил всю мою семью в максимально неблагоприятные и тяжелые условия». Вот именно в этой тяжелой ситуации, чтобы поддержать патриарха, ему и является Господь. Он еще раз повторяет Свои обещания: вся эта земля насколько видно, будет принадлежать Аврааму и его потомкам. А само потомство Авраама будет бесчисленно как песок морской. Так оно и произошло. Слова Господа исполнились в точности. Евреи действительно стали великой нацией. Они наполнили Землю Обетованную, Палестину и основали на ее территории могущественное государство. А все начиналось с жертвы Авраама, то есть с его желания исполнить заповедь Божию даже вопреки своим интересам.
Никто не говорит, что настоящая добродетель дается человеку легко. Мы часто совершаем добрые дела. Однако, если присмотреться, это не требует от нас большого нравственного напряжения. Зачастую, совершая добродетель, мы ничего не теряем. Не трудно пожертвовать миллион на детский дом, если у тебя миллиарды. Такие добрые дела можно делать не задумываясь, рефлекторно, по инерции. Но потому и не велика и их ценность перед Богом. Намного труднее ради доброго дела отказаться от того, что для тебя принципиально важно. Только такое дело оценивается Богом по достоинству, а Его воздаяние с лихвой восполнит все то, чего мы сами себя лишили ради Него и ради тех, кто нас окружает.
Притчи Соломона. Глава 14, стихи 27-35. Глава 15, стихи 1-4.
27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.
35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.
ГЛАВА 15.
1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В наше время в качестве педагогического метода не принято говорить о страхе. Запугивать непедагогично, лучше показывать положительный пример, а не стращать возможными последствиями. Страх выглядит как то, что давит, то, с помощью чего манипулируют. Есть даже такая фраза: стоит запретить запрещать.
Причем, в этой нелюбви к запретам есть своя глубокая правда. Если мы посмотрим на начало книги бытия мы увидим, что Бог вместе с пятью повелениями дает лишь один запрет. Когда-то в XIX веке в России спорили те, кого принято называть западниками и славянофилами. Первые утверждали, что возможно создать такой такие законы, которые сделают жизнь прекрасной, вторые, напротив, считали, что ни один идеальный закон не заменит человеку совести, на которую в первую очередь и стоит опираться. Большое количество запретов, запугивание и манипуляции раздражает в том числе потому, что человеку не дают возможности проявить одно из важнейших собственно человеческих свойств, его разумность и самостоятельность. За него пытаются расписать всю его жизнь, сказать ему, что хорошо, а что плохо и как именно ему нужно поступать. Когда же, человек поступает правильно не только потому, что к этому его призывает закон, но и потому что об этом ему говорит его совесть... Он чувствует подлинное нравственное и духовное удовлетворение. Ведь Бог сотворил Его свободным.
И всё же есть вещи, которые действительно должны быть запрещены. В первую очередь речь идет о том, что опасно для жизни. Никому ведь не придет в голову запрещать светофор, или знак, запрещающий проезд... Перила тоже можно расценить как то, что нас сковывает, но они же нас охраняют от падения.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Соломон, обращаясь к своему сыну говорит: «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Думаю, практически каждый когда-нибудь попадал в ситуацию на воде, когда понимал, что промедление или неправильное поведение могло бы привести его к смерти. В тот момент нам становилось страшно и мы понимали, насколько слабы, насколько воздух, которого в обычной ситуации мы не ценим и не замечаем, важен для нас. Страх остаться без воздуха и утонуть — оказывается в подобных ситуациях источником жизни для нас. Именно благодаря тому, что мы боимся потерять возможность дышать, мы ведем себя соответственно обстоятельствам.
Многие верующие знают по себе: жизнь с Богом помогает обрести полноту и смысл. Тот, кто поистине познал радость этого общения понимает весь ужас отпадения и одиночества... В этом случае страх Господень — есть страх потерять эту тонкую связующую нить доверия и созвучия с Ним.
Говоря о тех поступках, которые могут привести к духовной трагедии, Соломон перечисляет вполне обычные вещи. Он говорит о поступках, которые кажутся незаметными, на которые многие из нас просто не обращают внимания. Например, он говорит о терпении и противопоставляет ему раздражительность, говорит о кротости, которое есть жизнь для тела и противопоставляет ему зависть, которая разрушает человека. Более того, для Соломона очевидно, что существует праведность отдельного человека, но и праведность всего народа. Благодаря нравственности большинство народ может возвыситься, в то время как беззаконный народ оказывается в бесчестии.
Завершается сегодняшнее чтение удивительными словами: Господни очи на всяком месте, Он видит злых и добрых. И если человек зол — он будет бояться, но не правильным, не Божьим страхом, он будет переживать за себя, ведь почва под его ногами всегда будет шаткой... Напротив, человек праведный, зная, что Бог всегда рядом и все видит, живет чистой и непорочной жизнью, потому делает это в присутствии Божием.