Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 12-14,17-20

Мф., 83 зач., XXI, 12-14, 17-20 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В Андреевский собор, где служил о. Иоанн Кронштадтский приезжало, множество богомольцев, желавших увидеть удивительного пастыря. Правда, были среди посетителей собора и люди другого рода. Однажды во время Литургии, которую совершал о. Иоанн, некий студент подошел к иконостасу и прикурил сигарету от лампады. Отец Иоанн в это время уже вышел с чашей для причащения. Он в недоумении посмотрел на молодого человека и в спросил: «Что ты делаешь?» В ответ студент подошел к отцу Иоанну и ударил его по лицу рукой. От удара отец Иоанн сильно качнулся. Евхаристические Дары расплескались из чаши на пол. Пастырь не стал кричать, возмущаться, бить в ответ. Святой, пристально посмотрев на обидчика, подставил другую щеку, сказав: «Ударь ещё». Вот тогда стыд, наконец, охватил сердце дерзкого молодого человека. И тот убежал из храма. Сегодняшнее евангельское чтение описывает крайне непростой эпизод из священной истории. После входа в Иерусалим Христос отправляется в храм Соломона и выгоняет оттуда торгующих — и тех, кто продавал, например, животных для принесения в жертву, и различного рода дельцов, ссужавших под проценты деньги. Христос изгоняет из храма Божия всех тех, кто пребывал там не для молитвы и служения Господу, а с целью обогащения и стяжания земной выгоды. Перед нашими глазами два примера отношения к оскорблению святыни. Христос изгоняет бичом из храма тех, кто оскорбляет святое место, переворачивает их скамьи и лотки. О. Иоанн Кронштадтский подставляет щеку студенту, не только ударившему его самого, но и осквернившему великую святыню — Святое Причастие. Неужели Кронштадтский святой проявил слабость. Ведь вот в Евангелии есть пример того, как Сам Христос проявил решительность и даже жесткость. Почему нельзя было воспользоваться этим примером? Сложно отвечать за другого человека. Но отважусь предположить. Есть в послании апостола Павла к Римлянам перефраз еще ветхозаветного высказывания: «Мне отмщение и Аз воздам». Смысл его состоит в следующем — в ряде случаев безумство человека настолько велико, что он решает оскорбить Самого Бога. И, как кажется, наказание уже пришло в жизнь этого несчастного. Не зря пророк Давид восклицает: «Говорит безумец в сердце своем — нет Бога». Человек уже лишил себя разума — подверг себя самому тяжелому наказанию. И о. Иоанн, видимо, осознал внутренние мучения студента, а потому и не стал его больше никак наказывать. Суд над богохульником он оставил Господу. Но что же с примером Христа? Спаситель вершит над торговцами суд потому, что Он и есть Судья. Эти люди осквернили дом Его Отца. Но какое наказание избирает Христос? На самом деле, очень не строгое. Многие их изгнанных Им уже на следующий день вернулись назад. Потому что, повторимся, нет наказания хуже, чем самому лишить себя разума. Подчас жизнь ставит перед нами непростой выбор — простить или наказать? Делая его, будем помнить об одной важной вещи — чего мы, на самом деле, хотим добиться? Мести или правды Божией? Будем же просить у Господа мудрости и рассудительности, чтобы не путаться, не блуждать, но всегда ясно понимать — чего от нас хочет Отец Небесный в той ситуации, в которой мы оказались.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!