
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо восстановить более широкий контекст повествования. Дело в том, что христиане города Коринф утверждали, что могут есть мясо, которое было пожертвовано идолам. Так называемое идоложертвенное. Они утверждали, что могут делать это на основании своей духовной зрелости. Ведь все в мире сотворено Богом, в том числе и пища. А, следовательно, для человека нет ничего нечистого. И это действительно так. Ведь и сам апостол Павел не раз в своих посланиях высказывал идею, что идол в мире есть ничто. То есть ничто не может стать преградой между человеком и Богом. Никто не может препятствовать Творцу давать блага своим любимым детям. Перекрести и ешь смело. Все это так. Но коринфяне при этом не учитывали, что в общине есть души еще духовно не окрепшие. Люди, которых подобное отношение к идоложертвенному может смутить. Ведь они и сами недавно были язычниками. И для них факт употребления в пищу еды, посвященной божкам, вызывает слишком много негативных ассоциаций и воспоминаний. Они могут расценивать это как предательство и даже отречение от веры. Поэтому апостол и просит коринфян не вкушать идоложертвенное ради совести менее свободных в своем христианстве собратий.
Чтобы убедить их конкретным примером, он перечисляет те привилегии, которыми должен был бы пользоваться сам, как проповедник. Издревле, уже в иудейской среде, существовала традиция, согласно которой община поддерживает священника материально. Это и означают слова «священнодействующие питаются от святилища», «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника», «проповедующие Евангелие живут от благовествования». Однако апостол Павел ничем этим не пользовался. Мы знаем, что он шил палатки и таким образом зарабатывал на пропитание. По его собственным словам, он делал это для того, чтобы не вызвать недовольство у немощных членов христианской общины. То есть утех, которые еще не вполне понимают уклада жизни церкви, а также всех сложностей и опасностей священнического служения. Иными словами, ради спокойствия их совести, ради мира апостол терпеливо переносил дополнительные трудности и неудобства. Хотя вполне мог воспользоваться своим правом и кормится из казны общины.
Замечательный пример для каждого из нас. Никогда, ни в одном обществе крепкий мир не возникает благодаря юридическому договору. Когда каждый начинает заявлять о своих правах. Мир и благоденствие между людьми зарождаются в тот момент, когда человек начинает отказываться от своего в пользу другого. Со всяческим вниманием снисходить к особенностям и немощам тех, кто его окружает. Покрывать своих ближних милостью и любовью. Не пользуясь, по словам апостола, вверенной ему властью.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема







